Ирина Харламова-Щербак
Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии
Канистерапия — (от латинского canis — собака) — терапия с использованием собак. Канистерапия является одним из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. По мнению специалистов, такие занятия улучшают процесс обучения и способствуют реабилитации. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП, страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память.
Публикация «Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии» размещена в разделах
Собаки благоприятно влияние на интеллектуальное развитие детей:
- являются источником знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение;
-являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д. ;
- являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости (собака виляет хвостом - хочет поиграть);
- источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д.
В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Именно поэтому, в нашей работе ребенок является не зрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, а непосредственным участником действия, в котором он и собака - партнеры на равных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себе благотворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающая его самочувствие, повышающая жизненный тонус.
Системность и научность данного подхода заключается в том, что проведение занятий с детьми — это не просто общение с собакой. Как уже отмечалось ранее, пребывание ребенка в поле взаимодействия с животным уже само по себе является терапевтичным, но в данном случае эффект усиливается и становится управляемым и прогнозируемым в связи с тем, что структура занятия продумывается и разрабатывается, опираясь на психологические особенности ребенка. Каждое упражнение имеет свое значение, свою конкретную цель и свой эффект.
На обычных коррекционных занятиях трудно подобрать упражнения, при выполнении которых у детей длительное время сохраняется мотивация, а в данной работе это возможно, преимущественно за счет того, что главным объектом внимания и субъектом взаимодействия является собака.
На таких занятиях взаимодействие с животными происходит в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Дети просто играют, играют в дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т. к. взаимодействие строится на эмоциональном порыве.
Дети охотно общаются с собаками, т. к. для детей объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у него появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Важно отметить, что дети общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.
Благоприятное воздействие канистерапия оказывает на развитие когнитивной сферы ребенка. Так как в ходе занятий употребляется много новых слов, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обучению.
Особую ценность данные занятия представляют для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением, депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.
Расставляя определенные акценты в работе с такими детьми, занятия канистерапией позволяют закреплять полученный результат и прогнозировать дальнейшее развитие.
Целью занятий для детей с нарушением координации движений является повышение эмоциональной активности ребенка, формирование навыков моторной активности, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальной сферы, повышение позитивного эмоционального фона, а также релаксирующие мероприятия, социальная адаптация и интеграция.
Специфика данных занятий состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, имеющих минимальные неврологические патологии, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Терапия проводится как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике.
На занятиях используются самые различные приемы: игры, сказкотерапия, арттерапия — рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т. д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес. С этой точки зрения присутствие животного в значительной мере расширяет спектр предоставляемых возможностей.
Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные плакаты, игрушки, кинологическое снаряжение (расчески, поводки и т. п.).
Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, доверие к окружающим. У детей раннего возраста достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий,
Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой, расширение стереотипов поведения, формирование различных механизмов эмоционального реагирования.
Одной из главных идей этой программы является опосредованность коррекционной работы. Коррекционная деятельность не должна быть доминирующей, только в этом случае она не вызовет протеста со стороны ребенка.
Несмотря на то, что на занятии используется большое количество игр, наглядностей, демонстрационного материала, они не проходят только в форме развлечения. Ход занятий спланирован таким образом, что перед детьми ставятся проблемные задачи различной степени сложности как интеллектуальные, так и практические, которые им необходимо решать в отведенное для этого время,
Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей. Но все они направлены на развитие процессов способствующих более успешному овладению речью.
Коррекция носит комплексный характер и включает в себя следующие этапы:
— проведение разъяснительной работы с родителями и педагогами о целях коррекционных занятий;
— формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий;
— формирование позитивного эмоционального фона для проявления психической и моторной активности;
— развитие координации движений через развитие крупной и мелкой моторики;
— развитие предпосылок к овладению речью и собственно речевое развитие детей;
— создание атмосферы глубинного взаимодействия собаки и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение;
— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками;
— уменьшение случаев нарушения поведения.
Перед началом занятий проводится разъяснительная работа родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия.
Главным принципом работы с детьми раннего возраста можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. Уровень доверия к взрослым у таких детей достаточно низкий, адаптация ко всему новому занимает длительное время, при взаимодействии с собакой дети раскрываются гораздо быстрее.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Таким образом, применение канистерапии как вспомогательного психотерапевтического средства при работе с детьми, имеющих различные неврологические патологии, оказывают благотворное влияние на их умственное, психическое, эмоциональное, моторное и речевое развитие.
Статью подготовила Харламова Ирина Юрьевна МДОУ д/с №5