Екатерина Колесникова
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада рассчитана для детей с парциальным недоразвитием когнитивного компонента деятельности - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр, направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей, возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста, развитие зрительно-пространственного гнозиса.
Рекомендуется проводить 1-2 занятия в неделю продолжительностью 25-35 мин
Публикация «Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.
Цель программы для детей ОВЗ:
- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)
- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;
- эффективная стимуляция всего психического развития;
- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.
-формирование у детей дошкольного возраста единых пространственных и временных ориентировочных действий.
Задача коррекционно-развивающей программы:
- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;
- развивать у детей навыки общения и решения конфликтных ситуаций;
- совершенствовать память, мышление;
- развивать устойчивость и концентрацию внимания;
- повышать уровень контроля эмоционального состояния;
- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.
-активизация познавательной и игровой деятельности учащихся;
-развитие когнитивных процессов;
-формирование единых временно-пространственных представлений.
Примерное тематическое планирование.
Тема /Направление и примерные виды работ
1 Схема тела
Упражнение «Давайте познакомимся»
Упражнение «Дополнительные слова в имени»
Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.
Упражнение «Как сказать по-другому?»
-Показ по инструкции взрослого (игра «Лавата»)
-Работа с иллюстрациями
Релаксация «Солнышко»
Обсуждение занятия
Прощание
2 Части лица
«Утреннее приветствие»
Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:
-выше всего
-ниже всего
-выше, чем
-ниже, чем
Вводятся предлоги «над», «под», «между».
-используются схемы: (над, (под, (между)
(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы: «Что находится под бровями?»
Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов: «Где находятся глаза?»
Психогимнастика «Надоедливая муха»
Игра «Запретное число»
Рисуем автопортрет
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
3 Части туловища
Традиционное приветствие
Упражнение «Кто я такой?»
Упражнение «Прислушайся к себе»
Аналогично анализируется положение частей туловища
-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)
-непосредственно туловища
(шея, плечи, грудь, спина, живот
-ног (стопа, голень, колено, бедро)
Упражнение «Составляем чемодан злых, недобрых слов»
Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
4 Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»
Традиционное приветствие
Упражнение «Учимся хвалить себя»
Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем, «ниже, чем», предлоги над, под, между)
Упражнение «Игра в слова»
Игра «Летает - не летает»
Игра-релаксация «Представь звук»
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
1 Восприятие цвета, величины, размера, формы
Традиционное приветствие
Этюд «Насос и мяч»
Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др, на основе природного материала (листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором
Работа. над формообразующими движениями
Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше
Упражнение «Дополни предложение»
Игра «Посмотри в зеркало»
Игра «Найди точное слово»
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
2 Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»
Традиционное приветствие
Игра «Противоположные слова»
- При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении
- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).
- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
3 Расположение объектов по отношению к собственному телу: Предлоги «перед», «за».
Традиционное приветствие
Игра-имитация «Пофантазируем и изобразим мимикой»
Упражнение «Закончи предложение»
- По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
4 Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…»
Традиционное приветствие
Упражнение «Четыре стихии»
- Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» (не важно: справа или слева, но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»
- Работа с геометрическим материалом
Игра «Отгадай фигуры»
Игра «Волшебный мешочек»
Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»
Релаксация «Водопад»
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
1 Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.
Традиционное приветствие
Игра «Закончи выражения»
- Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси:
«право-лево»
-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног.
-В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно ведущей ногой).
- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.
Упражнение «Расскажем и покажем»
Игра «Дом - домина»
Арт-терапия «Рисование своего настроения»
Релаксация «Цветок»
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
2 Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела
Традиционное приветствие
Упражнение «Угадай загадку»
- Работа над понятиями «правее», «левее»
- В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;
в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».
-По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах
- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
3 Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»
Традиционное приветствие
Упражнение «Пропущенные слова»
Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)
Игра «Что бывает. ?»
Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
4 Работа над представлением «Сзади»
Традиционное приветствие
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представлениями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «СЗАДИ» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади, дальше от меня (сзади, так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.
Этюд-пантомима
Игра «Противоположности»
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
1 Определение сторонности объектов, находящихся напротив
Традиционное приветствие
Обсуждение ситуации «Хочу все»
Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и др.
Игра «Назови слово»
Упражнение «Сидели два медведя»
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
2 Работа с линейной последовательностью предметного ряда
Традиционное приветствие
Игра «Много - один»
Игра «Растет - не растет»
Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.
Психогимнастика «Надоедливая муха»
Игра «Животные»
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
3 Работа с числовым рядом
Традиционное приветствие
Рисование «Мой страх»
По аналогии анализируется число «перед» каким-либо («предыдущий» и число «после» какого-либо или «за» каким либо («следующий»)
- Работа над понятием «между».
- Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над понятием «соседи» числа.
- Работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
4 Формирование временных представлений
Традиционное приветствие
Рисование «Веселые пятна»
- Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок делает в первую очередь «после» того, как он проснулся, что делает «после» этого и т. д.
- Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно – «до» и «после», на конкретном распорядке дня.
- По аналогичной схеме прописываются последовательности:
-времени суток
-времен года (анализируется, какое время года было «до», какое «после», какое «между»)
-дней недели
-месяцев в году
- Упражнения на развитие серийной организаций деятельности
- Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. (Например: «После какого времени года наступает…», «Перед, каким днем недели наступает… и т. д.
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
1 Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов Традиционное приветствие
Игра «Запретное число»
Осуществляется работа по формированию навыка ориентировки и определения времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до …», что после …», т. е. что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь отрабатывается установление времени с точностью до минуты.
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание
2 Итоговое занятие
Традиционное приветствие
Игра «Цветок, дерево, фрукт»
Игра «Назови одним словом»
- Работа с конструктором
- Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками.
- Использование рисуночных методов, аппликация, лепка
- Анализ текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий.
Игра «Воздушный шарик»
Упражнение «Подбери слова»
Релаксация
Обсуждение занятия
Традиционное прощание