Наталия Жекова
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Для детей младшего школьного возраста с недостаточным
развитием памяти, внимания, образного и логического мышления.
Автор педагог-психолог Жекова Н. Н.
г. Донецк Ростовской обл.
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения, но обучение в школе невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен уметь целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, а огнем развитая познавательная сфера.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления» размещена в разделах
Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития школьно-значимых функций, заявляют о себе уже в первый год школьного обучения. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития школьно-значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само собой» совершенно ошибочно приводит лишь к усугублению неблагополучий в развитии. На уроках такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учениками класса, напряжение при овладении школьными знаниями и навыками, нередко они отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают
нервно-психические срывы. Поэтому чрезвычайно важно, на начальном этапе обучения выявить нарушения в развитии познавательных процессов и проводить с такими детьми развивающе-коррекционную работу. Развивать познавательные способности ребенка – это не значит дать ему «готовые» знания, умения и навыки, речь, прежде всего идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.
Данная программа предназначена для развития познавательных процессов у учащихся 1 класса
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
В основу данной программы положены программы : А. А. Осиповой, Л. И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания», И. В. Дубровиной «Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания и познавательных процессов у учащихся начальной школы». Программа адаптирована и дополнена упражнениями и играми направленными на развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия, наглядно-образного, образно-логического, вербально-логического мышления.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
- Развитие внимания и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста, необходимых для успешного обучения в школе, и преодоление отклонений в интеллектуальном развитии.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
- Отреагирование тревожности
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти
- Развитие слухового, зрительного и сенсорного внимания, наблюдательности
- Развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема)
- Развитие моторно-двигательного внимания
- Развитие мыслительных процессов (наглядно-образного мышления, образно-логического мышления, словесно-логического мышления)
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Коррекционно-развивающая работа позволит не допустить переход детей в разряд отстающих в интеллектуальном развитии и обучении. Данная программа будет способствовать преодолению отклонений в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ:
Зависит от масштаба внедрения научных опробированных разработок, раннего выявления отклонений и рационального использования современных диагностических и коррекционных методик.
ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ : Свойства внимания, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы
ФОРМА РАБОТЫ: Индивидуальная
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:
Каждое занятие состоит из трех частей объединенных общей целью
1 – Подготовительный этап (релаксация, разминка)
2 – Основная часть включает в себя развивающие задания, игры и упражнения
3 – Заключение включает в себя подвижные игры и упражнения развивающей направленности, упражнения на снятие физического и эмоционального напряжения
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
Программа включает 22 занятия при частоте встреч 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.
Программа состоит из трех взаимосвязанных частей:
1 часть – диагностико-мотивирующая (5-6 занятий)
2 часть - формирующая (20 занятий)
3 часть - поддерживающая (10 занятий)
Первые две части проводятся психологом третья, поддерживающая часть проводится родителями или учителем. Возможен вариант проведения всех трех частей психологом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :
Занятие № 1
Цель:
1. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания
2. Развитие моторно-двигательного внимания
3. Развитие мелкой моторики кисти
Занятие № 2
Цель:
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие объема и переключения внимания
3. Развитие слуховой памяти
Занятие № 3
Цель:
1. Развитие слуховой и зрительной памяти
2. Развитие произвольного внимания
3. Развитие мелкой моторики кисти
Занятие № 4
Цель:
1. Развитие слуховой памяти и логической памяти
2. Развитие концентрации и объема внимания
3. Развитие речи
Занятие № 5
Цель:
1. Развитие зрительной памяти и слуховой памяти
2. Развитие произвольного внимания
3 .Развитие концентрации внимания
Занятие № 6
Цель:
1. Развитие мыслительных процессов
2. Развитие произвольного внимания
3. Развитие зрительного восприятия
4. Развитие мелкой моторики
Занятие № 7
Цель:
1. Развитие объема внимания
2. Развитие слухового внимания
3. Развитие произвольного внимания
Занятие № 8
Цель:
1. Развитие мыслительных процессов
2. Развитие логического мышления
3. Развитие распределения и переключения внимания
4. Развитие моторно-двигательного внимания
Занятие № 9
Цель:
3. Развитие произвольного внимания
4. Развитие мыслительных процессов
5. Развитие слухового восприятия
Занятие № 10
Цель:
1. Развитие слухового восприятия и внимания
2. Развитие концентрации внимания
3. Развитие объема, распределения и переключения внимания
Занятие № 11
Цель:
1. Развитие словесно-логического мышления
2. Развитие схематического мышления
3. Развитие мелкой моторики кисти
Занятие № 12
Цель:
1. Развитие мыслительных процессов
2. Развитие наблюдательности
3. Развитие слуховой памяти
Занятие № 13
Цель:
1. Развитие устойчивости внимания
2. Развитие наблюдательности
3. Развитие мыслительных процессов
4. Развитие мелкой моторики
Занятие № 14
Цель:
1. Развитие мыслительных процессов
2. Развитие зрительной и слуховой памяти
3. Развитие произвольного внимания
4. Развитие устойчивости внимания
Занятие № 15
Цель:
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие объема и концентрации внимания
3. Развитие словесно-логического мышления
4. Развитие произвольности действий
Занятие № 16
Цель:
1. Развитие образно-логического мышления
2. Развитие логической памяти
3. Развитие произвольного внимания
Занятие № 17
Цель:
1. Развитие слуховой памяти
2. Развитие объема и устойчивости внимания
3. Развитие восприятия
4. Развитие образно-логического мышления
Занятие № 18
Цель:
1. Развития слуховой памяти
2. Развитие объема памяти
3. Развитие схематического мышления
Занятие № 19
Цель:
1. Развитие словесно - логического мышления
2. Развитие слуховой памяти
3. Развитие переключения и распределения внимания
4. Развитие слухового восприятия
Занятие № 20
Цель:
1. Развитие творческого воображения
2. Развитие словесно - логического мышления
3. Зрительного и слухового восприятия
Занятие № 21
Цель:
1. Развитие рече-мыслительных процессов
2. Развитие внимания
3. Развитие воображения
Занятие № 22
Цель:
1. Развитие творческого воображения
2. Развитие рече-мыслительных процессов
3. Развитие мелкой моторики
Занятие № 23
Цель:
1. Развитие творческого мышления
2. Развитие сенсорного внимания и объема внимания
3. Развитие переключения и распределения внимания
Занятие № 24
Цель:
1. Развитие образно-логического мышления
2. Развитие логической памяти
3. Развитие произвольного внимания
Занятие № 25
Цель:
1. Развитие образно-логического мышления и словесно –логического мышления
2. Развитие логической памяти
3. Развитие мелкой моторики
Занятие № 26
Цель:
1. Развитие творческого мышления
2. Развитие образно-логического мышления
3. Развитие сенсорного внимания и объема внимания
Занятие № 27
Цель:
1. Развитие образно-логического мышления
2. Развитие логической памяти
3. Развитие мелкой моторики
Занятие № 28
Цель:
1. Развитие словесно - логического мышления
2. Зрительного и слухового восприятия
3. Развитие мелкой моторики
Занятие № 29
Цель:
1. Развитие образно-логического мышления
2. Развитие словесно-логического мышления
3. Развитие произвольности действий
Занятие № 30
Цель:
1. Развитие образно-логического мышления
2. Развитие словесно- логического мышления
3. Развитие творческого мышления