МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков

Стрелкова Татьяна
Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,

НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ

У ПОДРОСТКОВ

Составитель: психолог, педагог-психолог

Татьяна Альбертовна Стрелкова

РФ, г. Белый

Содержание

Пояснительная записка.

Тематический план.

Содержание программы.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков» размещена в разделах

Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе направленной на преодоление агрессивности у подростков, воспитанников реабилитационного центра.

Тезаурус.

Литература.

Приложение.

Пояснительная записка

Тема агрессивности детей и подростков остается актуальной в современном мире. На тему агрессии написано множество научных трудов отечественных и зарубежных авторов, большинство исследователей считает, что причина подростковой агрессии - это недостатки воспитания, негативные примеры окружающих, безнаказанность, неправильные конфликтные

взаимоотношения в коллективе, группе.

Агрессия у подростков проявляется в различных видах и формах, причины известны, но однозначного метода коррекции нет. В условиях детского дома агрессивное поведение подростков является способом психологической защиты, компенсации отсутствия теплых близких

отношений, поддержки и понимания со стороны значимых взрослых. По результатам проведенной психодиагностики был выявлен повышенный фон агрессивности подростков, что продиктовало необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающих занятий. Необходимость коррекции обусловлена и тем, что из способа защиты или протеста агрессия со временем перерастает в черту личности и часто является причиной дезадаптации подростков.

Целью данной программы является – коррекция агрессивного поведения подростков.

Задачи:

1. Сформировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов воспитанников;

2. Обучить подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

3. Развить качества личности необходимые для эффективного общения.

Занятия по данной программе проводятся в форме бесед, дискуссий, мини-лекций, диагностических процедур, тренинговых упражнений. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат элементом самопознания.

Занятия проводятся в малых группах 2-5 человек, возраст участников 12-14 и 15-17 лет. Режим занятий – одно занятие в неделю;

Продолжительность занятия – 30-45 минут;

Предполагаемый результат проведения коррекционно – развивающих занятий - это формирование у подростков эмпатии, сопереживания, понимания других людей, а так же формирование

умения справляться с агрессивными проявлениями и ориентироваться на социально-приемлемые формы поведения.

Тематический план (рассчитан на 12 коррекционно-развивающих занятий)

№п/п Раздел Тема Количество часов Всего

Теория Практика

1 Введение

Знакомство. Правила работы в группе

Способы преодоления агрессивности. 0,5

0,5 1

Развитие качеств личности, необходимых

для эффективного общения. 0,5 0,5 1

Анализ результатов. 0,5 0,5

2 Способы преодоления агрессивности

Агрессивное поведение и его последствия. 0,5

0,5

1

Внутреннее равновесие. 0,5 0,5 1

Язык тела. 0,5 0,5 1

Эмоциональность и чувствительность. 0,5 0,5 1

Анализ результатов. 0,5 0,5 1

3 Развитие качеств личности, необходимых

для эффективного общения

Эмпатия. 0,5 0,5 1

Толерантность. 0,5 0,5 1

Стратегии общения. 0,5 0,5 1

Самоконтроль и самоанализ. 0,5 0,5 1

Анализ результатов. 0,5 0,5

Итого: 12 часов коррекционно-развивающих занятий.

Содержание программы :

I. Введение

1.1. ЗНАКОМСТВО. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Организационный момент:

Знакомство с группой. Вводное слово ведущего. Обсуждение актуальности темы.

Основная часть:

Знакомство с целями курса занятий. Агрессия и ее проявления в современном обществе. Принятие и обсуждение правил групповой работы.

Упражнения, настраивающие подростков на активную работу в группе и сотрудничество.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Выбор ритуала прощания. Договариваемся вести дневник настроения.

Практика:

Упражнения: «Я лучше всех умею делать…», «Представление…», «Свободный микрофон…».

Форма проведения: Мини-лекция, тренинг.

Ключевые понятия: Агрессия, агрессия вербальная, профилактика, тренинг.

Литература:

Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под научной редакцией Л. А. Обуховой – М: Вако, 2005, 240с.

Вадим Родионов, Елена Лангуева. «Манипуляция: игры, в которые играют все» [2005 №2 газеты «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября»].

II. Способы преодоления агрессивности.

2.1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

Организационный момент:

Приветствие. Заполнение дневника эмоционального состояния.

Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Причины и последствия агрессивного поведения. Упражнения на формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Конструктивная роль агрессии. Установка на общепринятые нормы поведения. Обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика:

Упражнения: «Холодный суп…», «Стереотипы…», «Властелин своего гнева», притча о змее.

Дискуссии на тему: «Нужна ли агрессия, «Ответственность».

Тест «Оценка уровня конфликтности».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестирование.

Ключевые понятия: девиантное поведение, деликвентное поведение,

терроризм, стереотип, манипуляция, наказание.

Литература:

Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.

Марина Битянова, «Тренировка поведения» №37, 2004 газеты «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября».

2.2. ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Упражнения, которые позволяют проработать тему страхов и опасений, связанных с ближайшим будущим. Преодолеть запрет на обсуждение обид и страхов. Отличать понятия самообвинение и самокритика. Борьба со стрессом. Работа со страхом. Дискуссия.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.

Практика:

Упражнения: «Я обижаюсь, когда…», «Мне страшно, когда…», «Откровенно

говоря…», релаксация и аутотренинг.

Дискуссия на тему: «применение таблеток, алкоголя и наркотиков в борьбе со стрессом».

Тест «Уровень тревожности».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, аутотренинг, тестирование.

Ключевые понятия: аутоагрессия, рефлексия, тревожность, инвалидизация, суицид, нервная система, наркомания.

Литература:

Косолапова Лариса. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального или

физического напряжения» [2004 №37 газеты «Первое сентября»].

Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М. ,1999 – 158с.

2.3. ЯЗЫК ТЕЛА.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Язык поз и жестов. Уверенность и неуверенность. Способы снятия напряжения. Дыхание – как потребность организма. Условия для тренировки дыхания. Возможности для оздоровления души и тела. Дыхательные тренинги. Массаж и самомассаж биоактивных точек.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика:

Упражнения: «Выбираем позу», «Муха», «Воздушный шар», «Лимон»,

релаксация и аутотренинг.

Дискуссия на тему: «Тело – храм души».

Форма проведения: дискуссия, тренинг, ролевые игры, мини-лекция.

Ключевые понятия: саморазвитие, поза, жесты, дыхание, телесная терапия.

Литература:

Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

Курбатов А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников/Андрей Курбатов, Людмила Курбатова. М. : Чистые пруды, 2006.- 32с.

2.4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение материала, изученного на прошлом занятии. Проверка домашнего задания. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Обсуждение роли эмоций в жизни человека. Эмоциональная устойчивость. Способы выражения эмоций и чувств. Борьба со стрессом. Развитие семантических движений. Методы релаксации. Техника интонирования. Упражнения помогающие вызывать положительные эмоции.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика:

Упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Мимическая гимнастика», «Маятник», «Дыхание для настроения», релаксация.

Дискуссии на тему: «Как улучшить настроение».

Тест: «Угрожает ли вам нервный срыв?»

Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестироание.

Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, релаксация, пантомимика, интонация, стресс.

Литература:

Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. «Практикум по игровой психотерапии». - СПб, : Питер, 2001.- 416 с.

Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.

3. Развитие качеств личности, необходимых для эффективного

общения.

3.1. ЭМПАТИЯ.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Диагностика способности к эмпатии. Развитие эмпатии, как средства контроля над агрессией. Развитие умения сообщать о недовольстве не обижая партнера.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.

Практика:

Упражнения: «Зубы и мясо», «Откровенно говоря, ты мне нравишься…».

Дискуссия на тему: «Самое – самое ценное». «Молитва: Я – это я, а ты это ты».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: эмпатия, самопознание, диагностика.

Литература:

Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр – коррекций. М., 1993.

Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.

3.2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Толерантность. Право на индивидуальность и личное мнение. Ценности и чувства других людей. Терпимость к поступкам и личному мнению оппонента. Придание субъективной ценности себе и другому. Будем внимательны и доброжелательны к людям.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.

Практика:

Упражнения: «Ценности», «Поставь балл эмоции», «Ослиная шкура».

Упражнение-рассуждение: «Упражнение толерантности».

Форма проведения: тренинг, проблемные вопросы и задания.

Ключевые понятия: толерантность, субъективность.

Литература:

Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации. // Сборник упражнений. Пермь, 1989, - 68с.

Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

Наталья Сакович Тренировка поведения. № 46/2002 газеты «Школьный Психолог» издательского дома «Первое сентября».

3.3. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Общительность и коммуникабельность. Барьеры в общении. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия с окружающими.

Развитие коммуникативной компетентности. Принципы межличностного взаимодействия. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Развитие умения слушать и слышать других людей.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика:

Упражнения: «Беседа», «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Элементы айкидо».

Дискуссия: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов строят стены».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: коммуникабельность, социум, конфликт.

Литература:

Козлов Н. И., Книга для тех, кому нравиться жить, или Психология личностного роста. - М. : АСТ - Пресс, 2000.-353с.

Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.

4. Анализ результатов

4.1. САМОКОНТРОЛЬ И САМОАНАЛИЗ.

Организационный момент:

Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.

Основная часть:

Свобода выбора поведения. Ответственность за принятые решения. Проявление самостоятельности в решении проблем. Самоконтроль и самоанализ изменений в поведении. Контроль за изменениями в поведении, оценка поступков и прогнозирование возможных последствий.

Анализ занятия:

Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.

Практика:

Упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Упражнение с шарами». Рассказ «Решение проблем».

Дискуссия: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».

Форма проведения: дискуссия, тренинг.

Ключевые понятия: Самостоятельность, мораль, самоконтроль, самоанализ.

Литература:

Кондратьева С. В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

Крылов А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л. : Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.

Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс,

2006.- 256с.

Материал к занятиям по коррекционно-ра

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, образного и логического.

Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис» Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ИРИС (Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем).

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет Пояснительная записка Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!» Пояснительная записка В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков
Опубликовано: 3 июля 2018 в 19:33
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД