Стрелкова Татьяна
Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Тверской области
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,
НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ
Составитель: психолог, педагог-психолог
Татьяна Альбертовна Стрелкова
РФ, г. Белый
Содержание
Пояснительная записка.
Тематический план.
Содержание программы.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков» размещена в разделах
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе направленной на преодоление агрессивности у подростков, воспитанников реабилитационного центра.
Тезаурус.
Литература.
Приложение.
Пояснительная записка
Тема агрессивности детей и подростков остается актуальной в современном мире. На тему агрессии написано множество научных трудов отечественных и зарубежных авторов, большинство исследователей считает, что причина подростковой агрессии - это недостатки воспитания, негативные примеры окружающих, безнаказанность, неправильные конфликтные
взаимоотношения в коллективе, группе.
Агрессия у подростков проявляется в различных видах и формах, причины известны, но однозначного метода коррекции нет. В условиях детского дома агрессивное поведение подростков является способом психологической защиты, компенсации отсутствия теплых близких
отношений, поддержки и понимания со стороны значимых взрослых. По результатам проведенной психодиагностики был выявлен повышенный фон агрессивности подростков, что продиктовало необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающих занятий. Необходимость коррекции обусловлена и тем, что из способа защиты или протеста агрессия со временем перерастает в черту личности и часто является причиной дезадаптации подростков.
Целью данной программы является – коррекция агрессивного поведения подростков.
Задачи:
1. Сформировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов воспитанников;
2. Обучить подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
3. Развить качества личности необходимые для эффективного общения.
Занятия по данной программе проводятся в форме бесед, дискуссий, мини-лекций, диагностических процедур, тренинговых упражнений. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат элементом самопознания.
Занятия проводятся в малых группах 2-5 человек, возраст участников 12-14 и 15-17 лет. Режим занятий – одно занятие в неделю;
Продолжительность занятия – 30-45 минут;
Предполагаемый результат проведения коррекционно – развивающих занятий - это формирование у подростков эмпатии, сопереживания, понимания других людей, а так же формирование
умения справляться с агрессивными проявлениями и ориентироваться на социально-приемлемые формы поведения.
Тематический план (рассчитан на 12 коррекционно-развивающих занятий)
№п/п Раздел Тема Количество часов Всего
Теория Практика
1 Введение
Знакомство. Правила работы в группе
Способы преодоления агрессивности. 0,5
0,5 1
Развитие качеств личности, необходимых
для эффективного общения. 0,5 0,5 1
Анализ результатов. 0,5 0,5
2 Способы преодоления агрессивности
Агрессивное поведение и его последствия. 0,5
0,5
1
Внутреннее равновесие. 0,5 0,5 1
Язык тела. 0,5 0,5 1
Эмоциональность и чувствительность. 0,5 0,5 1
Анализ результатов. 0,5 0,5 1
3 Развитие качеств личности, необходимых
для эффективного общения
Эмпатия. 0,5 0,5 1
Толерантность. 0,5 0,5 1
Стратегии общения. 0,5 0,5 1
Самоконтроль и самоанализ. 0,5 0,5 1
Анализ результатов. 0,5 0,5
Итого: 12 часов коррекционно-развивающих занятий.
Содержание программы :
I. Введение
1.1. ЗНАКОМСТВО. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Организационный момент:
Знакомство с группой. Вводное слово ведущего. Обсуждение актуальности темы.
Основная часть:
Знакомство с целями курса занятий. Агрессия и ее проявления в современном обществе. Принятие и обсуждение правил групповой работы.
Упражнения, настраивающие подростков на активную работу в группе и сотрудничество.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Выбор ритуала прощания. Договариваемся вести дневник настроения.
Практика:
Упражнения: «Я лучше всех умею делать…», «Представление…», «Свободный микрофон…».
Форма проведения: Мини-лекция, тренинг.
Ключевые понятия: Агрессия, агрессия вербальная, профилактика, тренинг.
Литература:
Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под научной редакцией Л. А. Обуховой – М: Вако, 2005, 240с.
Вадим Родионов, Елена Лангуева. «Манипуляция: игры, в которые играют все» [2005 №2 газеты «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября»].
II. Способы преодоления агрессивности.
2.1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.
Организационный момент:
Приветствие. Заполнение дневника эмоционального состояния.
Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Причины и последствия агрессивного поведения. Упражнения на формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
Конструктивная роль агрессии. Установка на общепринятые нормы поведения. Обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнения: «Холодный суп…», «Стереотипы…», «Властелин своего гнева», притча о змее.
Дискуссии на тему: «Нужна ли агрессия?», «Ответственность».
Тест «Оценка уровня конфликтности».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестирование.
Ключевые понятия: девиантное поведение, деликвентное поведение,
терроризм, стереотип, манипуляция, наказание.
Литература:
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.
Марина Битянова, «Тренировка поведения» №37, 2004 газеты «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября».
2.2. ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Упражнения, которые позволяют проработать тему страхов и опасений, связанных с ближайшим будущим. Преодолеть запрет на обсуждение обид и страхов. Отличать понятия самообвинение и самокритика. Борьба со стрессом. Работа со страхом. Дискуссия.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнения: «Я обижаюсь, когда…», «Мне страшно, когда…», «Откровенно
говоря…», релаксация и аутотренинг.
Дискуссия на тему: «применение таблеток, алкоголя и наркотиков в борьбе со стрессом».
Тест «Уровень тревожности».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, аутотренинг, тестирование.
Ключевые понятия: аутоагрессия, рефлексия, тревожность, инвалидизация, суицид, нервная система, наркомания.
Литература:
Косолапова Лариса. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального или
физического напряжения» [2004 №37 газеты «Первое сентября»].
Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М. ,1999 – 158с.
2.3. ЯЗЫК ТЕЛА.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Язык поз и жестов. Уверенность и неуверенность. Способы снятия напряжения. Дыхание – как потребность организма. Условия для тренировки дыхания. Возможности для оздоровления души и тела. Дыхательные тренинги. Массаж и самомассаж биоактивных точек.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика:
Упражнения: «Выбираем позу», «Муха», «Воздушный шар», «Лимон»,
релаксация и аутотренинг.
Дискуссия на тему: «Тело – храм души».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, ролевые игры, мини-лекция.
Ключевые понятия: саморазвитие, поза, жесты, дыхание, телесная терапия.
Литература:
Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Курбатов А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников/Андрей Курбатов, Людмила Курбатова. М. : Чистые пруды, 2006.- 32с.
2.4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение материала, изученного на прошлом занятии. Проверка домашнего задания. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Обсуждение роли эмоций в жизни человека. Эмоциональная устойчивость. Способы выражения эмоций и чувств. Борьба со стрессом. Развитие семантических движений. Методы релаксации. Техника интонирования. Упражнения помогающие вызывать положительные эмоции.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика:
Упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Мимическая гимнастика», «Маятник», «Дыхание для настроения», релаксация.
Дискуссии на тему: «Как улучшить настроение».
Тест: «Угрожает ли вам нервный срыв?»
Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестироание.
Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, релаксация, пантомимика, интонация, стресс.
Литература:
Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. «Практикум по игровой психотерапии». - СПб, : Питер, 2001.- 416 с.
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.
3. Развитие качеств личности, необходимых для эффективного
общения.
3.1. ЭМПАТИЯ.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Диагностика способности к эмпатии. Развитие эмпатии, как средства контроля над агрессией. Развитие умения сообщать о недовольстве не обижая партнера.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнения: «Зубы и мясо», «Откровенно говоря, ты мне нравишься…».
Дискуссия на тему: «Самое – самое ценное». «Молитва: Я – это я, а ты это ты».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: эмпатия, самопознание, диагностика.
Литература:
Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр – коррекций. М., 1993.
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.
3.2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Толерантность. Право на индивидуальность и личное мнение. Ценности и чувства других людей. Терпимость к поступкам и личному мнению оппонента. Придание субъективной ценности себе и другому. Будем внимательны и доброжелательны к людям.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика:
Упражнения: «Ценности», «Поставь балл эмоции», «Ослиная шкура».
Упражнение-рассуждение: «Упражнение толерантности».
Форма проведения: тренинг, проблемные вопросы и задания.
Ключевые понятия: толерантность, субъективность.
Литература:
Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации. // Сборник упражнений. Пермь, 1989, - 68с.
Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Наталья Сакович Тренировка поведения. № 46/2002 газеты «Школьный Психолог» издательского дома «Первое сентября».
3.3. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Общительность и коммуникабельность. Барьеры в общении. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия с окружающими.
Развитие коммуникативной компетентности. Принципы межличностного взаимодействия. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Развитие умения слушать и слышать других людей.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнения: «Беседа», «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Элементы айкидо».
Дискуссия: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов строят стены».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: коммуникабельность, социум, конфликт.
Литература:
Козлов Н. И., Книга для тех, кому нравиться жить, или Психология личностного роста. - М. : АСТ - Пресс, 2000.-353с.
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 256с.
4. Анализ результатов
4.1. САМОКОНТРОЛЬ И САМОАНАЛИЗ.
Организационный момент:
Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть:
Свобода выбора поведения. Ответственность за принятые решения. Проявление самостоятельности в решении проблем. Самоконтроль и самоанализ изменений в поведении. Контроль за изменениями в поведении, оценка поступков и прогнозирование возможных последствий.
Анализ занятия:
Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.
Практика:
Упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Упражнение с шарами». Рассказ «Решение проблем».
Дискуссия: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: Самостоятельность, мораль, самоконтроль, самоанализ.
Литература:
Кондратьева С. В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
Крылов А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л. : Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н. П. Слободяник. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс,
2006.- 256с.
Материал к занятиям по коррекционно-ра