Наталья Пинчук
Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Играя, я учусь“» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.
Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
• обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы : создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Задачи программы :
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях с ограниченными возможностями аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Обучающие:
1. Научить детей с ограниченными возможностями владеть графическими навыками письма.
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Направленность программы :
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• оригами
• конструирование
• графические упражнения
• игры и действия с предметами
• лепка
• аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям с ограниченными возможностями интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Срок реализации программы :
Данная программа рассчитана на 21 день (курс реабилитации в стационарном отделении).
Режим занятий:
Занятия проводятся в подгруппах (3 – 5 человек) или индивидуально по 30 минут.
Форма проведения занятий:
• беседа
• экскурсия
• дидактическая игра
• сюжетно - ролевая игра
• физические упражнения
• коллективное творчество
• индивидуальная корректировка действий.
Результативность:
Проходя курс реабилитации по данной программе, дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста познакомились:
• с различными видами бумаги (цветной, газетной, гофрированной, бархатной);
• свойствами бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жёсткая);
• понятиями «оригами», «шаблон»;
• видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
• основные правила склеивания;
научились:
• применять простейшие приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
• пользоваться клеем, кисточкой, ножницами (вырезать простейшие детали по контуру, стекой;
• работать с трафаретами;
• изготавливать детали по шаблону;
• застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки;
• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
• изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу;
• плести косички из ниток;
Формы проведения реализации программы :
В течение всего курса коррекционных занятий поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
самостоятельные работы,
тестирование по индивидуальным карточкам,
беседа,
выставки работ,
участие в творческих конкурсах, выставках.
Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе «Играя, я учусь».
№ Тема Виды работы Цель
1. «В гости к белочке» Занятие Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Белка», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
2. «Петя, Петя петушок» Занятие Развивать навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развитие мелкой моторики рук.
3. «Мой дом» Занятие Активизировать в речи детей слова: дом, жильё, неприкосновенность, электроприборы, экстренные службы.
Развивать мелкую моторику рук.
4. «Путешествие в подводный мир» Занятие. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.
5. «Путешествие в зоопарк» Занятие Совершенствовать координацию движений;
развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;
6. «В гостях у сказки Занятие Формирование и развитие зрительно-моторных навыков.
7. «Транспорт» Занятие Развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом
8. «Умелые пальчики» Занятие Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве.