Елена Шевчук
Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя» (далее – Программа) носит коррекционно-развивающую направленность и разработана в соответствии с :
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии „Учусь, играя“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
-Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14 июля 2022 года);
-Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
-Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» и «План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы)»;
-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
-Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467;
-Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
-Уставом учреждения;
-Образовательной программой дополнительного образования структурного образовательного подразделения учреждения;
-и другими локальными актами учреждения.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей со сложной структурой дефекта. В Программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений интеллектуального развития обучающихся.
Программа построена по модульному принципу: модуль «Сенсорное развитие», модуль «Предметно-практические действия».
Модуль «Сенсорное развитие»обусловлен потребностью оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Модуль «Сенсорное развитие» имеет своей целью:
-Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
-Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
— обогащение чувственного познавательного опыта;
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Модуль "Предметно- практические действия" это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения детей в деятельность на занятиях является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной, самостоятельной.
Развитию предметно-практических действий предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями, использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На таких занятиях дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки; учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.
Возраст обучающихся: 4 – 18 лет.
Срок освоения Программы – учебный год.
Форма обучения – очная.
Количество занятий по программе варьируется в зависимости от модуля:
Модуль «Сенсорное развитие» - 1 занятие в неделю, 37 занятий в год.
Модуль «Предметно-практические действия» - 1 занятия в неделю, 37 занятий в год.
Принципы реализации Программы :
гибкое содержание;
разнообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка;
создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей (это направление обеспечивается взаимодействием в работе учителя-дефектолога, педагогов и специалистов всего структурного подразделения);
обязательное присутствие воспитательного компонента, направленного на достижение результатов воспитания и личностного развития детей, которые определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Содержание деятельности учителя-дефектолога по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушениями в интеллектуальном развитии является неотъемлемой частью Программы, которая реализуется через специальные коррекционно-развивающие занятия (групповые, подгрупповые и индивидуальные
1.2. Цель и задачи программы
Целью Программы является построение системы работы для коррекционно-развивающего воздействия, направленного на выравнивание психофизического, индивидуального (личностного) развития детей, создание условий для роста социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка, его всестороннего гармоничного развития.
В процессе реализации коррекционно-развивающей Программы «Учусь, играя» предусмотрено решение следующих задач:
1. Реализация содержания Программы и технологий на основе принципов интеграции и индивидуализации.
2. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
4. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью.
1.3. Содержание программы
Содержанием программы является : формирование необходимого запаса знаний посредством специального систематического ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования; формирование умственных способностей; умение наблюдать, группировать, обобщать, классифицировать предметы и явления, приходить к правильным выводам, суждениям, умозаключениям; развитие познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога ориентировано на разностороннее развитие детей и подростков с учетом их индивидуальных особенностей.
Программное содержание обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают детям овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре и общении усвоить некоторые общие понятия и затем перейти к выделению частных представлений и отношений. Организационная форма коррекционно-развивающей работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью рассматривается как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.
Особое внимание уделяется в Программе построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации детской деятельности учитывают индивидуально-типологические особенности детей. Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе организованно- образовательной деятельности, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, специально организованной деятельности и т. д. Эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью представляет собой в основном игровую деятельность.
Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории, так как эти дети нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации. В этом смысле игровые занятия с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Каждый этап коррекционно-развивающей работы по Программе включает два модуля :
-Сенсорное развитие;
-Предметно-практические действия
1.3.1. Содержание модуля «Сенсорное развитие»
Содержание модуля «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано.
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Программный материал модуля включает 5 разделов:
1. «Зрительное восприятие».
2. «Слуховое восприятие».
3. «Кинестетическое восприятие».
4. «Восприятие запаха».
5. «Восприятие вкуса».
Цель модуля: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основные задачи:
-расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;
-стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально- двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);
-формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.
Основной формой организации при реализации модуля является коррекционное занятие (индивидуальное, подгрупповое, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов.
Методы обучения:
– действия по образцу;
– выбор по образцу;
– действия по подражанию;
– «жестовая» инструкция;
– совместные действия взрослого и ребенка.
Все занятия по сенсорному воспитанию проводятся не просто в игровой форме, а игровым методом.
1.3.2. Содержание модуля «Предметно-практические действия»
Модуль Программы «Учусь, играя» «Предметно — практические действия»— это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям.
Цель модуля: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основные задачи:
-Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности (начиная с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами).
-Накопление детьми предметно-практического опыта и формирование на основе опыта предметно-практических действий.
-Расширение диапазона предметно-практической деятельности, стимуляция активности детей.
Программный материал по модулю «Предметно – практические действия» состоит из следующих разделов:
«Предметно -манипулятивные действия»,
«Цвет»,
«Форма»,
«Величина»,
«Элементарное конструирование»,
«Работа с мозаикой»,
«Лепка»,
«Графическая деятельность»,
«Работа с нитками».
Методы обучения:
-словесный (рассказ, объяснение, беседа,
-наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств,
-практический (упражнения, практические работы).
1.4.1. Планируемые результаты по модулю «Сенсорное развитие»
Планируемые личностные результаты:
-Развитие способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
-Развитие способности распознавать, соотносить, сортировать, называть (обозначать) различные объекты по заданному признаку и в соответствии с эталоном;
-Развитие сенсорных анализаторов по пяти направлениям: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса»;
-Развитие навыков самостоятельности, снижение степени поддержки при выполнении заданий;
-Развитие навыков коммуникации;
-Развитие двигательного праксиса (манипуляции с объектами, двигательное планирование, выполнение последовательности действий).
1.4.2. Планируемые результаты по модулю «Предметно-практические действия»
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения Программы представляют собой описание возможных результатов образования обучающихся с различными нарушениями интеллекта.
Планируемые личностные результаты:
-формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
-овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
-умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
-потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Реализация модуля «Предметно – практические действия» направлено на формирование следующих базовых учебных действий и помощь в адаптации к обучению в учебных учреждениях.
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Учебно-тематический план
Содержание Кол-во часов Примечание
2.1.1. Модуль «Сенсорное развитие»
Первичная педагогическая диагностика, осуществляется
в период 01.09.-14.09.2022г.
методом наблюдения без прекращения образовательного процесса
Зрительное восприятие 10
Слуховое восприятие 10
Кинестетическое восприятие 10
Восприятие запаха 4
Восприятие вкуса 3
ИТОГО 37
2.1.2. Модуль «Предметно-практические действия»
Действия с материалами 74
Действия с предметами
ИТОГО 74
2.2. Формы аттестации
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Оценка производится учителем-дефектологом в рамках психолого-педагогической диагностики.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности.
Основным методом изучения развития ребенка в ходе индивидуального обследования является педагогическое наблюдение за ребенком выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, в процессе разнообразных видов деятельности.
Результаты диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
2.3. Методические материалы
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется учителем-дефектологом самостоятельно и зависит от контингента обучающихся, оснащенности учебного помещения (кабинета, культурных особенностей, специфики структурного подразделения учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование в процессе дефектологического сопровождения специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, предоставление обучающимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.
Педагогические технологии:
1. игровые технологии
2. коррекционно - развивающие технологии
3. технология проблемного обучения
4. метод проектов
5. технология разноуровневого обучения
6. информационно-коммуникационные технологии
7. нравственная технология
8. здоровьесберегающие технологии