Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя»

Елена Шевчук
Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя» (далее – Программа) носит коррекционно-развивающую направленность и разработана в соответствии с :

Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии „Учусь, играя“» размещена в разделах

-Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14 июля 2022 года);

-Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

-Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» и «План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы)»;

-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;

-Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467;

-Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

-Уставом учреждения;

-Образовательной программой дополнительного образования структурного образовательного подразделения учреждения;

-и другими локальными актами учреждения.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей со сложной структурой дефекта. В Программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений интеллектуального развития обучающихся.

Программа построена по модульному принципу: модуль «Сенсорное развитие», модуль «Предметно-практические действия».

Модуль «Сенсорное развитие»обусловлен потребностью оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Модуль «Сенсорное развитие» имеет своей целью:

-Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

-Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

— обогащение чувственного познавательного опыта;

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Модуль "Предметно- практические действия" это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения детей в деятельность на занятиях является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной, самостоятельной.

Развитию предметно-практических действий предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями, использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На таких занятиях дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки; учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.

Возраст обучающихся: 4 – 18 лет.

Срок освоения Программы – учебный год.

Форма обучения – очная.

Количество занятий по программе варьируется в зависимости от модуля:

Модуль «Сенсорное развитие» - 1 занятие в неделю, 37 занятий в год.

Модуль «Предметно-практические действия» - 1 занятия в неделю, 37 занятий в год.

Принципы реализации Программы :

гибкое содержание;

разнообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка;

создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей (это направление обеспечивается взаимодействием в работе учителя-дефектолога, педагогов и специалистов всего структурного подразделения);

обязательное присутствие воспитательного компонента, направленного на достижение результатов воспитания и личностного развития детей, которые определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Содержание деятельности учителя-дефектолога по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушениями в интеллектуальном развитии является неотъемлемой частью Программы, которая реализуется через специальные коррекционно-развивающие занятия (групповые, подгрупповые и индивидуальные

1.2. Цель и задачи программы

Целью Программы является построение системы работы для коррекционно-развивающего воздействия, направленного на выравнивание психофизического, индивидуального (личностного) развития детей, создание условий для роста социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка, его всестороннего гармоничного развития.

В процессе реализации коррекционно-развивающей Программы «Учусь, играя» предусмотрено решение следующих задач:

1. Реализация содержания Программы и технологий на основе принципов интеграции и индивидуализации.

2. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

4. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью.

1.3. Содержание программы

Содержанием программы является : формирование необходимого запаса знаний посредством специального систематического ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования; формирование умственных способностей; умение наблюдать, группировать, обобщать, классифицировать предметы и явления, приходить к правильным выводам, суждениям, умозаключениям; развитие познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога ориентировано на разностороннее развитие детей и подростков с учетом их индивидуальных особенностей.

Программное содержание обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают детям овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре и общении усвоить некоторые общие понятия и затем перейти к выделению частных представлений и отношений. Организационная форма коррекционно-развивающей работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью рассматривается как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.

Особое внимание уделяется в Программе построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации детской деятельности учитывают индивидуально-типологические особенности детей. Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе организованно- образовательной деятельности, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, специально организованной деятельности и т. д. Эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью представляет собой в основном игровую деятельность.

Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории, так как эти дети нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации. В этом смысле игровые занятия с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Каждый этап коррекционно-развивающей работы по Программе включает два модуля :

-Сенсорное развитие;

-Предметно-практические действия

1.3.1. Содержание модуля «Сенсорное развитие»

Содержание модуля «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано.

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Программный материал модуля включает 5 разделов:

1. «Зрительное восприятие».

2. «Слуховое восприятие».

3. «Кинестетическое восприятие».

4. «Восприятие запаха».

5. «Восприятие вкуса».

Цель модуля: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основные задачи:

-расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;

-стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально- двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);

-формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

-коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.

Основной формой организации при реализации модуля является коррекционное занятие (индивидуальное, подгрупповое, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов.

Методы обучения:

– действия по образцу;

– выбор по образцу;

– действия по подражанию;

«жестовая» инструкция;

– совместные действия взрослого и ребенка.

Все занятия по сенсорному воспитанию проводятся не просто в игровой форме, а игровым методом.

1.3.2. Содержание модуля «Предметно-практические действия»

Модуль Программы «Учусь, играя» «Предметно — практические действия»— это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям.

Цель модуля: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основные задачи:

-Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности (начиная с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами).

-Накопление детьми предметно-практического опыта и формирование на основе опыта предметно-практических действий.

-Расширение диапазона предметно-практической деятельности, стимуляция активности детей.

Программный материал по модулю «Предметно – практические действия» состоит из следующих разделов:

«Предметно -манипулятивные действия»,

«Цвет»,

«Форма»,

«Величина»,

«Дидактические игры»,

«Элементарное конструирование»,

«Работа с мозаикой»,

«Лепка»,

«Графическая деятельность»,

«Работа с нитками».

Методы обучения:

-словесный (рассказ, объяснение, беседа,

-наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств,

-практический (упражнения, практические работы).

1.4.1. Планируемые результаты по модулю «Сенсорное развитие»

Планируемые личностные результаты:

-Развитие способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;

-Развитие способности распознавать, соотносить, сортировать, называть (обозначать) различные объекты по заданному признаку и в соответствии с эталоном;

-Развитие сенсорных анализаторов по пяти направлениям: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса»;

-Развитие навыков самостоятельности, снижение степени поддержки при выполнении заданий;

-Развитие навыков коммуникации;

-Развитие двигательного праксиса (манипуляции с объектами, двигательное планирование, выполнение последовательности действий).

1.4.2. Планируемые результаты по модулю «Предметно-практические действия»

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения Программы представляют собой описание возможных результатов образования обучающихся с различными нарушениями интеллекта.

Планируемые личностные результаты:

-формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

-овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

-умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

-потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Реализация модуля «Предметно – практические действия» направлено на формирование следующих базовых учебных действий и помощь в адаптации к обучению в учебных учреждениях.

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1. Учебно-тематический план

Содержание Кол-во часов Примечание

2.1.1. Модуль «Сенсорное развитие»

Первичная педагогическая диагностика, осуществляется

в период 01.09.-14.09.2022г.

методом наблюдения без прекращения образовательного процесса

Зрительное восприятие 10

Слуховое восприятие 10

Кинестетическое восприятие 10

Восприятие запаха 4

Восприятие вкуса 3

ИТОГО 37

2.1.2. Модуль «Предметно-практические действия»

Действия с материалами 74

Действия с предметами

ИТОГО 74

2.2. Формы аттестации

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Оценка производится учителем-дефектологом в рамках психолого-педагогической диагностики.

Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности.

Основным методом изучения развития ребенка в ходе индивидуального обследования является педагогическое наблюдение за ребенком выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, в процессе разнообразных видов деятельности.

Результаты диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

2.3. Методические материалы

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется учителем-дефектологом самостоятельно и зависит от контингента обучающихся, оснащенности учебного помещения (кабинета, культурных особенностей, специфики структурного подразделения учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование в процессе дефектологического сопровождения специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, предоставление обучающимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.

Педагогические технологии:

1. игровые технологии

2. коррекционно - развивающие технологии

3. технология проблемного обучения

4. метод проектов

5. технология разноуровневого обучения

6. информационно-коммуникационные технологии

7. нравственная технология

8. здоровьесберегающие технологии

Публикации по теме:

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя»
Опубликовано: 5 июня 2024 в 20:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Учусь, играя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шевчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День скакалки. Передвижка «Летние игры на прогулке»

Летом идеальные условия, чтобы дети гуляли, резвились, набирались сил и здоровья, играя в полезные игры. Таких игр на свежем воздухе существует великое множество.

3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД