Людмила Клименко
Коррекционно-развивающая деятельность по формированию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ТНР удачно строится на основе современных образовательных технологий: Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко,С. В., В. В. Коноваленко.
Основными задачами по формированию познавательной сферы являются :
формирование познавательной и речевой активности;
уточнение представлений детей о предметах, явлениях природы, событиях общественной жизни, расширение кругозора по различным темам;
развитие планирующей, доказательной функции речи;
Публикация «Коррекционно-развивающая деятельность по формированию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
формирование умения задавать вопросы,
развитие произвольного внимания, наблюдательности; долговременной памяти, развитие воображения, мышления
Основным методом формирования представлений об окружающем является наблюдение. Для того, чтобы наблюдение стало возможно, необходимо иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Как в процессе предварительной работы, так и на занятиях можно использовать муляжи, гербарии, коллекции марок, открыток, альбомов для рассматривания с определенной тематикой, макеты по теме, изготовленные педагогами и детьми ДОУ. Это повышает интерес детей к теме занятия, побуждает к формулировке различных вопросов. Необходимо учить наблюдать за собственной речью, речью товарищей. С этой целью важно учить сравнивать описание классиков с рассказами детей, записывать рассказы на кассету. Нужно обращать внимание детей, как начал рассказ ребенок, как закончил, какие образные выражения использовал, чем его рассказ был не похож на рассказы товарищей, в чем был интереснее, какие были неточности, что составил рассказ или сказку.
Для проведения наблюдений применяются ТСО, лупы, микроскоп, измерительные приборы. Например, при работе по теме «Космос» можно просмотреть запись работы космонавтов на борту корабля. Отметить, что движения космонавтов плавные, неторопливые, они, как будто, плавают. При изучении темы «Рыбы» задать вопрос» : «Как вы думаете, умеют ли рыбы говорить? Для чего они издают звуки?». Далее прослушать звукозапись «Звуки аквариумных и морских рыб», наблюдать за различием звуков, объяснить их значение. Изучая тему «Почта» рассмотреть коллекции марок, делали их описание при помощи лупы. При знакомстве с происхождением слова Дюймовочка, находить 2,5 см на линейке, устанавливать, какого размера была героиня сказки.
Еще одним из важнейших из методов познания является эксперимент, что предполагает использование каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
Экспериментальная работа вызывает интерес ребёнка к окружающему миру. Проживаемое на собственном опыте лучше усваивается, активируется восприятие учебного материала. Развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Ребёнок из наблюдателя превращается в участника.
При экспериментировании происходит компенсация речевой нагрузки, так как ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе. Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всего занятия. Так же задействована мелкая моторика рук и концентрация внимания на объекте.
Цель экспериментальной деятельности у детей с нарушением речи расширение познавательной деятельности и разработка навыков удерживания внимания. Познание пространства через все органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые рецепторы.
Задачи экспериментальной деятельности :
- изучение пространства вокруг ребёнка;
- формирование понятий о физических явлениях;
- познание свойств различных веществ;
- расширение навыков использования тех или иных предметов во время постановки опытов;
- помочь ребёнку сформировать выводов, что существенно обогащает словарный запас.
Для экспериментов используются:
- природные материалы: песок, камушки, вода, свет;
- инструменты: весы, увеличительное стекло, песочные часы;
- различные сосуды: стаканы, банки, горшки, формочки для заливки;
- предметы, сделанные человеком: скрепки, винтики, верёвки;
- пищевые красители и гуашь.
Все эксперименты содержат три блока:
Образовательная часть, где поясняются основные понятия и неизвестные слова.
Совместная деятельность с детьми, где изучается техника выполнения эксперимента.
Самостоятельная работа детей. В этой части дети озвучивают версии происходящего, задают вопросы и делают выводы.
Применяются эксперименты разных категорий:
1. Физические опыты: изучение свойств воды, действия магнита, свет, звук.
- «Тоне, не тонет»;
- «Чем пахнет вода?»;
- «Сравнить вязкость воды и варенья»;
-«Делаем облако»;
- «Песочные часы»;
- «Свойства мокрого песка»;
- «Можно ли поймать воздух?»;
- «Вдунь шарик в бутылку»;
- «Может ли воздух быть сильным?»;
- «Преломление предмета в воде»;
- «Свет бывает разный»
- «Что притягивает магнит»;
- «Вода и магнитное поле»;
- «Угадай на чём играю»;
- «Можно ли увидеть звук?».
2. Изучение растений: строение, условия выживания, размножение, сезонная жизнь растений.
- «Рост растений в разных условиях»;
- «С водой и без воды»;
- «Может ли растение дышать?»
- «Какие корни у растения Тундры?»;
- «Что потом?» - систематизирование знаний о циклах развития растений.
3. Случайные, которые происходили во время прогулки или когда внимание ребёнка останавливалось на новых свойствах предмета. Ребёнку не предлагают ответ на вопрос, он наблюдает и делает выводы.
- отрастёт ли поломанная ветка?;
- будут ли голуби клевать творог?;
- растёт ли трава под снегом?
4. Запланированные. Те, которые содержат все этапы эксперимента: планирование, постановка цели, изучение вопроса, выводы.
5. Однократные, многократные, цикличные:
- эксперименты в саду;
- наблюдения за природными явлениями;
- изучение космических объектов.
Экспериментирование позволяет ответить на многие детские вопросы, зарождает интерес к познавательной деятельности, пробуждает внутреннего исследователя. Ребёнок не остаётся наедине со своими вопросами, педагог всегда находится рядом и в нужный момент направляет интерес ребё нка при помощи наводящих вопросов: «Что ты сейчас делаешь? Что ты хочешь получить? Что для этого понадобиться?» При эксперименте важен сам процесс, а не результат. Все открытия происходят во время процесса.
Таким образом, можно сказать, что экспериментальная деятельность, влияет на познавательно - речевое развитие. Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением и помогает формулировать и высказывать свои мысли. А это, в свою очередь, приводит к развитию речи. То есть, воспитатель выполняет сразу несколько функций: познавательную, воспитательную, коррекционную. Некоторые эксперименты растянуты во времени (сезонная жизнь растений, что способствует углубленному изучению сезонных явлений. А это, в свою очередь, помогло концентрировать детское внимание в течении длительного времени, что тоже благотворно влияет на развитие речевых навыков. Дети, научившиеся наблюдать и ставить эксперименты, могут сами задавать вопросы и находить ответы. Было отмечено положительное влияние экспериментов на эмоциональный фон детей.
Для того чтобы не только организовывать с детьми совместную познавательною деятельность, но и сделать ее увлекательной, интересной, в группе необходимо создавать насыщенную предметно- пространственную развивающую среду. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Центры для познавательного развития :
центр сенсорного развития;
центр математического развития;
центр экспериментирования;
центр природы;
Чем насыщеннее, разнообразнее будет предметно-развивающая среда в ОУ, группе, тем чаще у ребенка будет возникать интерес познавать мир, и будет возможность действовать как совместно с педагогом, так и в самостоятельно.
А познавая, ребенок задает много вопросов педагогу, повышается речевая активность ребенка: обогащается словарный запас, формируются грамматические категории, развивается связная, диалогическая речь.
Еще одним помощников в формировании познавательного интереса у дошкольников является дидактическая игра.
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, особенно это важно для детей с ТНР. Известно, что в дидактической игре усвоение новых знаний происходит значительно успешнее, чем на занятиях, особенно в младшем дошкольном возрасте. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
В дидактической игре осуществляется практическое познание ребёнком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствования не является мотивом игры или её целью. К дидактической игре ребёнка побуждают такие мотивы, как желание действовать как взрослые, стремление к общению, привлекательность игровой задачи, соревнование и т. д.
Традиционно дидактическая игра используется, прежде всего, в качестве средства познавательного развития детей. Использование дидактических игр как средства развития повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Дидактическая игра способствует становлению ребёнка как субъекта познания : развивает любознательность, познавательный интерес, способность к поиску решения новых задач, экспериментирования. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширения, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем. Та же дидактическая игра способствует воспитанию познавательных интересов, развитию познавательных способностей.
В таких известных сборниках игр, как: «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А. К. ; «Игровые задачи для дошкольников», Михайловой З. А. ; «Чего на свете не бывает?» под редакцией Дьяченко О. М. ; «Давайте поиграем» ,под редакцией Столяра А. А., «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ,Пановой Е. Н. и др.
В этих сборниках представлены игры направленные на формирование познавательного интереса у дошкольнников. Осуществляя определенный подбор игр, педагогам можно составить комплекс игр на развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В данный комплекс можно включить игры по развитию речи и математических представлений, игры на ознакомления детей с окружающим миром.
Детям с тяжелыми нарушениями речи на начальных этапах по формированию познавательного интереса желательно использовать игры на развитие слухового восприятия, памяти : «Угадай на чем играю?»,» Кто как разговаривает», «Поручение», «Летает- не летает» и др. Когда у детей уже будет более богатый словарный запас, то можно предложить игры более творческого характера «Придумай загадку», «Небылицы» по определенной теме, «Волшебники», «Чего на свете не бывает» и т. д. Далее подбирать игры с усложняющимися задачами и целями.
Использование дидактических игр способствует лучшему усвоению программного материала по развитию памяти и речи. Поэтому особую роль в развитии памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи играют дидактические игры. Так как у детей с общим недоразвитием речи в основном страдает вербальная и зрительная память, для коррекционной работы используются следующие дидактические игры на развитие зрительной, вербальной и двигательной видов памяти.