Получи документы

Коррекционно–педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с детским церебральным параличом

Наталья Сергеева
Коррекционно–педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с детским церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассмотрены основные формы работы учителя - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с детским церебральным параличом. Автор выделил основные этапы педагогической работы с родителями данной категории детей.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционно – педагогическая работа, помощь семье, эмоциональный контакт.

Публикация «Коррекционно–педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с детским церебральным параличом» размещена в разделах

Известно, что семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, особенности его характера, ценности и мировоззрение, формируется отношение к миру, людям и самому себе. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Семья является основополагающим фактором успешной социализации и психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на современные социальные и экономические проблемы, возрастает роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. К сожалению далеко не все семьи умеют правильно общаться, воспитывать и заботиться о ребенке с детским церебральным параличом (ДЦП) в силу отсутствия определенных знаний и умений. Следовательно, отмечается низкий уровень реабилитационных возможностей семьи для оказания помощи ребенку с отклонениями в развитии.

Оказание комплексной социально – психологической помощи семье ребенка с ДЦП и изучение проблем данной семьи становится одним из самых актуальных направлений развития коррекционной педагогики и психологии.

В клинической и психологической литературе под термином «детские церебральные параличи» понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждения головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде.

Характерная черта детского церебрального паралича – нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушении координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.

Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степени компенсации, причин, вызвавших заболевание.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического и познавательного развития.

Работа учителя – дефектолога с родителями, воспитывающих детей раннего возраста с ДЦП, направлена на обучение их педагогическим формам общения и взаимодействия с ребенком через совместную предметно – игровую деятельность, на формирование адекватных способов взаимодействия у матери со своим ребенком. Педагогическая работа заключается в обучении матери проводить занятия в игровой форме, формировании чувствительности к изменениям поведения ребенка, в обучении умениям грамотно сочетать поставленные задачи в соответствии с возможностями ребенка.

На практике коррекционные специалистынаиболее активно используют следующие формы работы с родителями: беседы, консультации, лекции, индивидуальные занятия педагога с ребенком в присутствии близкого взрослого, включение матери в совместное выполнение упражнений, анализ проведенных занятий, ведение дневника наблюдений, просмотр видеоматериалов.

Консультативная форма работы включает первичное психолого – педагогическое обследование, где родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистом уровня психического развития ребенка, возможности его развития и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

Беседы (как форма работы) проводятся в непринужденной обстановке и, как правило, носят личный характер. Специалист, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты их разрешения.

На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания и развития детей, знакомятся с литературой, помогающей понять их проблемы.

На практических занятиях родители получают знания по формированию у детей необходимых умений и навыков, таких как: формирование предметных действий, познавательной деятельности, навыков самообслуживания, взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Широко используются комбинированные занятия, где вначале организована лекция на определенную тему, затем – практическое занятие. Темы практических занятий всегда соответствуют темам лекционным. Тематика лекций может быть разнообразной: «Развитие детей раннего возраста», «Особенности развития детей с отклонениями развития», Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста», «Роль и значение игрушки в психическом развитии ребенка», «Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста» и др.

Педагогическую работу с родителями дефектолог планирует исходя из индивидуальной программы развития ребенка. Такая работа нацелена на формирование потребностей родителей в общении с ребенком, адекватной позиции по отношению к ребенку; умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; обучение наблюдению в процессе общения с малышом и умение делать соответствующие выводы.

Работа с родителями выстраивается поэтапно. На первом этапе происходит знакомство педагога с родителями малыша, где изучаются особенности семьи, отношение к особенностям развития своего ребенка, намерения сотрудничать с дефектологом и др. Полученные сведения в дальнейшем используются при планировании занятий с ребенком в присутствии матери и выбора способов включения ее в процесс развития и воспитания.

В следующей части педагогической работы с близкими взрослыми планируется индивидуальный маршрут развития ребенка на основе анамнестических данных, результатов психолого – педагогического обследования, анкетирования родителей, наблюдения за игрой матери с ребенком. На этом этапе разрабатывается индивидуальная коррекционно – развивающая программа для малыша. В ходе беседы специалист знакомит родителей с требованиями к проведению занятий с ребенком и раскрывает содержание индивидуальной коррекционно – развивающей программы. Здесь же дефектолог дает рекомендации к подбору пособий и игрушек для проведения игр с малышом в домашних условиях с учетом его особенностей психофизического развития, предлагает список педагогической литературы.

Особенно важно и в то же время сложно включение родителей в коррекционно – развивающий процесс. Не все охотно включаются в проведение занятий с ребенком. Некоторые мамы долгое время остаются «наблюдателями». Поэтому одна из основных задач дефектолога –обучение родителей приемам, способствующим установлению эмоционального контакта с ребенком, которые вызывают у малыша интерес к совместной деятельности.

Учитель – дефектолог учит взрослых создавать ситуацию совместной с ребенком игровой деятельности, на основе которой возникает их эмоциональное и речевое взаимодействие. В совместной деятельности близкие взрослые первоначально организуют действия ребенка, а затем контролируют и оценивают формирование этих действий.

На практике включение родителей в самостоятельное проведение занятий происходит по-разному, в зависимости от степени их готовности и желания. Вначале рекомендуется наблюдение во время занятия специалиста с ребенком. Здесь родителям предлагают ведение дневниковых записей. Постепенно близкие взрослые переходят на самостоятельное проведение игры. Здесь задача специалиста помочь матери установить эмоциональный контакт со своим ребенком; сформировать у нее адекватные способы взаимодействия с ним; учить ставить познавательные задачи в соответствии с его возможностями, подбирая предметы и игрушки с учетом интереса и особенностей ребенка; учить родителей радоваться даже незначительным достижениям своего малыша. Педагог рекомендует родителям использование следующих приемов:

-регулярно проводить игры – занятия в определенное время (продолжительность игр может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста);

-чаще переключать внимание ребенка во время игры с одного вида деятельности на другой, проводя более «сложные» игры в начале занятия;

-своевременно заканчивать игру, не переутомляя малыша, но и не прерывая игру, если он нуждается в ее продолжении;

-игры – занятия лучше проводить в первой половине дня, спустя некоторое время после еды;

-общаться с ребенком на близком расстоянии, чтобы устанавливался контакт «глаза в глаза».

Большое значение отводится тому, как организованы занятия. Достичь желаемого результата можно при соблюдении ряда условий:

-партнерского сотрудничества взрослого с малышом;

-бережного внимания родителей к личности ребенка, его желаниям и интересам;

-доступность предъявляемых ребенку практических и познавательных задач;

-адекватный выбор предметов, игрушек, игровых заданий и дидактических игр;

-знания, умения и навыки должны даваться не разрозненно, а в определенной системе.

Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Родителям необходимо понимать, что они самые заинтересованные участники коррекционно – педагогического процесса, результат которого зависит от многих причин и, не в последнюю очередь, от того, насколько правильно построены их отношения с коррекционными специалистами. Важно доверять родителям, прислушиваться к их мнению, создавать условия для их активного участия в воспитании и развитии ребенка. Однако и родителям необходимо помнить, что от близкого окружения малыша, во многом, зависит, как будет организован, чем наполнится этот особый, удивительный возрастной этап раннего детства.

Список литературы

1. Архипова Е. В. Коррекционная работа с детьми с

церебральным параличом. – М., 1989.

2. Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития

у детей с церебральным параличом в раннем возрасте :

Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. – М., 1997.

3. Гришвина А. В., Пузыревская Е. М., Сочеванова Е. Н. Игры-занятия

с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и

речевого развития. – М., 1988.

4. Закревская О. В. Развивайся, малыш. Система работы по

профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии

детей раннего возраста. - М., 2009.

5. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с

отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие

и специальные требования к результатам обучения. - №5.

6. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП,

- С. -Пб., Детство-Пресс, 2003.

7. Стребелева Е. А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной

программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения

ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями

// Дефектология, 2000, №5.

Публикации по теме:

Дидактические игры в помощь воспитателю группы раннего возрастаДидактические игры в помощь воспитателю группы раннего возраста Уважаемые коллеги, здравствуйте. Хочу поделится опытом создания фетровых игр. Всё началось в 2015 году, когда я стала работать воспитателем.

Игра в жизни ребенка раннего возрастаИгра в жизни ребенка раннего возраста Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста «Пожарные спешат на помощь»Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста «Пожарные спешат на помощь» Цель: познакомить детей с работой пожарных, с техникой, применяемой при тушении пожаров. Задачи: уточнить представление об устройстве.

Открытое коррекционно-развивающее занятие «Сладкий арбуз» с детьми раннего возраста с ОВЗ с дидактическими пособиямиОткрытое коррекционно-развивающее занятие «Сладкий арбуз» с детьми раннего возраста с ОВЗ с дидактическими пособиями "Сладкий арбуз". В России день арбуза отмечают 3 августа. Герой нашего занятия большая, сладкая ягода, которая является воплощением лета.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

План-конспект занятия во второй группе раннего возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу» (в помощь воспитателю) План-конспект занятия Вторая группа раннего возраста Познавательное развитие Воспитатель Фогельзанг Алсу Салихзановна ГБДОУ 87 Центрального.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Сюжетно-дидактическая игра во второй группе раннего возраста «Доктор спешит на помощь Мишке»Сюжетно-дидактическая игра во второй группе раннего возраста «Доктор спешит на помощь Мишке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Конспект сюжетно-дидактическая игры во.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно–педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с детским церебральным параличом
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 23:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно–педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с детским церебральным параличом» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД