Евгения Журбенко
Дидактические игры в помощь воспитателю группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Хочу поделится опытом создания фетровых игр. Всё началось в 2015 году, когда я стала работать воспитателем ясельной группы детского сада. Нужно было думать о теме самообразования – полезной и интересной детям, при этом обязательно увлекательной и для меня. И тогда я подумала о дидактических играх. Так в моей педагогической копилке появились первые игры для сенсорного развития детей раннего возраста, после - для стимулирования их речевой активности. Тема для изучения на этот учебный год посвящена формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста через дидактическую игру. В качестве материала для реализации дидактических задач по традиции мною снова был снова выбран фетр, он удобный, яркий и практичный.
Публикация «Дидактические игры в помощь воспитателю группы раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2023
Часть игр направлены на формирование количественных представлений. Цель игр: формировать у детей представления о количестве предметов "один - много", активизировать в речи детей слова "один, много".
Играя в игру "Варим варенье", формируем с детьми умение различать цвет, форму. Эта игра очень нравится детям. Помимо знакомство с цветом и формой, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.
Игра "Чудо-дерево" представлена в нескольких игровых вариантах. Игра направлена на формирование количественных представлений ("один", "много", а также на формирование величины предмета ("большое", "маленькое", "высокое", "низкое").
Дидактическая игра "Составь предмет" позволяет формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорю детям, что у них должны получиться, например, домик для Мишки или Зайчика.
Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использую "Геометрическое лото". Сначала даю детям фигуры для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняют, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер. Затем, осваивая качества фигур, дети играют с ними как с конструктором, называя одно из свойств предмета.
Когда у детей получается находить предметы по одному свойству, я усложняю задание: дети учатся различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры серии "Найди такой же").
Дидактические игры из фетра способствуют активизации мыслительной деятельности детей, повышению интереса к образовательной деятельности. Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные. На фото – два варианта игры "Дорожки".
Игры на формирование представлений о форме предмета: "Какой это предмет?", "Заплатки для коврика", "Найди предмет по форме" и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Игры на формирование представлений о величине предмета: "Большие и маленькие", "Найди такой же предмет", "Какой мяч больше" и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Игры на формирование представлений о качествах предметов (величина, форма, цвет) - "Собери пирамидку", "Собери матрешку", "Построй башенку", "Собери бусы". Задача этих игр – умственная. Ребёнок старается добиться результата - собрать бусы, башенку и т. д.
Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр является долгосрочной. Поэтому фетровые игры по данной теме я продолжу создавать и дальше. Ну и, конечно, буду делиться ими со своими коллегами.