Дарья Угланова
Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее важных факторов развития ребенка является организация предметно-развивающей среды в группе детского сада. Помимо основных игровых зон в детских садах компенсирующего вида существуют также коррекционные зоны. Одной из них является коррекционная зона или так называемый коррекционный уголок в группах для детей с нарушением зрения. Так же в таких группах реализуется коррекционная направленность по следующим направлениям:
Публикация «Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Основные критерии рзвивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения
Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Окраска дверей и дверных наличников, мебели и оборудования контрастирует с окраской стен.
Много места для передвижения для развития двигательной активности.
Помещения групповых оборудуется комбинированной системой искусственного освещения.
Игрушки многофункциональные и подобраны в соответствии с целями и задачами.
Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.
Мебель и оборудование
Групповые помещения комплектуются мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей.
- столы устанавливаются вдоль окон в один ряд так, чтобы свет падал слева;
-дети должны быть сидеть за столами соответственно своему диагнозу и остроте зрения;
- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера ставиться ближе к преподавателю и доске;
-доска или фланелеграф должны быть такого цвета, чтобы демонстрационный материал был на контрасте;
В группах создана необходимая соответствующая предметно-развивающая среда. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л. И., Сековец Л. С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т. Н.).
1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.
2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.
Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических пособий и игрушек.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.
В дефектологической зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектолога, основываясь на методических рекомендациях Л. И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования).
Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.
Основные направления, в соответствии с которыми наполняется коррекционный уголок :
-Формирование предметных представлений (цветные картинки, зашумлённые,разрезные, контурные, силуэтные изображения предметов)
-Формирование навыков пространственной ориентировки (ориентиры в группе, во всех сферах деятельности детей, перфокарты с заданиями-на развитие прослеживающей функции глаз(«Проведи от одного к другому по линии»,задания способствующие микроориентировке(«Назови место на карте, где изображен предмет»,лабиринты.
- Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, длины, ширины (дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов, и другие игры.
-Развитие мелкой моторики рук (шнуровки, мозайки, крупа и др.)
Развитие мелкой моторики имеет особое значение для детей с нарушениями зрения, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание так же обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства : тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
-Развитие детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей. Используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.
- Развития слухового внимания. Необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы
Пособия и игры меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды».
Размер деталей коррекционных пособий зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах : например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.