Приложение МААМ

Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения

Дарья Угланова
Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее важных факторов развития ребенка является организация предметно-развивающей среды в группе детского сада. Помимо основных игровых зон в детских садах компенсирующего вида существуют также коррекционные зоны. Одной из них является коррекционная зона или так называемый коррекционный уголок в группах для детей с нарушением зрения. Так же в таких группах реализуется коррекционная направленность по следующим направлениям:

Публикация «Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Основные критерии рзвивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения

Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Окраска дверей и дверных наличников, мебели и оборудования контрастирует с окраской стен.

Много места для передвижения для развития двигательной активности.

Помещения групповых оборудуется комбинированной системой искусственного освещения.

Игрушки многофункциональные и подобраны в соответствии с целями и задачами.

Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.

Мебель и оборудование

Групповые помещения комплектуются мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей.

- столы устанавливаются вдоль окон в один ряд так, чтобы свет падал слева;

-дети должны быть сидеть за столами соответственно своему диагнозу и остроте зрения;

- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера ставиться ближе к преподавателю и доске;

-доска или фланелеграф должны быть такого цвета, чтобы демонстрационный материал был на контрасте;

В группах создана необходимая соответствующая предметно-развивающая среда. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л. И., Сековец Л. С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т. Н.).

1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических пособий и игрушек.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.

В дефектологической зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектолога, основываясь на методических рекомендациях Л. И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования).

Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.

Основные направления, в соответствии с которыми наполняется коррекционный уголок :

-Формирование предметных представлений (цветные картинки, зашумлённые,разрезные, контурные, силуэтные изображения предметов)

-Формирование навыков пространственной ориентировки (ориентиры в группе, во всех сферах деятельности детей, перфокарты с заданиями-на развитие прослеживающей функции глаз(«Проведи от одного к другому по линии»,задания способствующие микроориентировке(«Назови место на карте, где изображен предмет»,лабиринты.

- Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, длины, ширины (дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов, и другие игры.

-Развитие мелкой моторики рук (шнуровки, мозайки, крупа и др.)

Развитие мелкой моторики имеет особое значение для детей с нарушениями зрения, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание так же обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства : тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

-Развитие детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей. Используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.

- Развития слухового внимания. Необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы

Пособия и игры меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды».

Размер деталей коррекционных пособий зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах : например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУБассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ В наше время резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с ортопедической патологией, в частности с нарушением осанки и больных.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 30 октября 2022 в 13:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная зона как часть предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Угланова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД