Комаркина Юлия Юрьевна
Коррекционная работа по развитию речи дошкольников с задержкой психического развития посредством фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное выявление и коррекция недостатков развития дошкольников является одной из актуальных проблем современной специальной педагогики. С каждым годом детей с задержкой психического развития становиться больше. Причиной роста являются неблагоприятные факторы, воздействующие на ребенка во вне утробном развитии, что приводит к рождению детей с неблагополучным состоянием здоровья. Л. С. Выготский утверждал, что первичное нарушение всегда вытекает из биологического фактора заболевания, исходя из этого, можно предположить, что дети с осложнённым анамнезом скорей всего будут нуждаться в коррекционной помощи. Одной из распространённых аномалий психики в раннем онтогенезе является задержка психического развития ребенка сопровождающиеся нарушением речи.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Народная культура, фольклор
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речь – сложный психологический процесс, формируемый в первые годы жизни. Процесс формирования речи зависит от многих факторов: физиологическое развитие, социальная среда и т. д. В процессе общения ребёнка с взрослыми происходит формирование речи ребёнка. Необходимо следить своевременностью появления речи, стимулировать ребёнка на произношение звуков и слогов, а в дальнейшем и разговорной речи.
У дошкольников ЗПР имеют место все виды нарушения речи, имеющиеся и у дошкольников с нормальным развитием. У большинства детей ЗПР наблюдается сочетание различных дефектов речи.
Развитие речи происходит параллельно с развитием : лексической, грамматической, фонетической сторон речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин). У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении навыками связной речи. Дети ЗПР испытывают большие трудности при речевом оформлении пересказа, высказываний, различных видов рассказа. Для них характерны нарушение связанности, смысловые пропуски, фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Фольклор способствует гармоничному развитию личности дошкольника ЗПР. По мнению К. Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны внедряться в процесс обучения и воспитания дошкольников, так как народное искусство характеризующееся простотой форм и образов особенно доступно для детского восприятия.
Яркий и выразительный материал фольклора, содержит в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.
Известно, что дошкольный возраст - это период активного овладения языком, поэтому исследование коррекционного воздействия фольклорных форм чрезвычайно актуально для развития речи ребёнка.
Развитие речи - на сегодняшний день является приоритетным в общей и специальной педагогике.
Cвязная речь - это речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции; отражает уровень развития ребёнка, показывает уровень овладения словарём, грамматическим строем, звуковой культурой речи.
Речь старших дошкольников с задержкой психического развития не соответствует возрастной норме. Дети не могут составить рассказ о себе или знакомых событиях, однако их речь бедна и однообразна. Работа по развитию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучения составления рассказа, пересказу, разучивания стихотворений, потешек, песен, прибауток, отгадывание загадок. При этом как считает С. А. Логинова необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка с задержкой психического развития и разработка индивидуальных коррекционно - педагогических планов воздействий направленных на развитие связной речи.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. В игре развивается монологическая контекстная речь. С помощью игры у дошкольников развиваются элементы учебной деятельности. Игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития не вполне сформирована. У них практически отсутствует высшая форма игровой деятельности - сюжетно ролевая игра. Такая игра требует от ребёнка довольно высокого уровня познавательной и речевой деятельности.
Основная задача коррекционной работы по развитию речи с детьми с задержкой психического развития - это научить их грамматически и фонематически грамотно излагать свои мысли, составлять устный рассказ, что является важным для успешного обучения в школе, общении со взрослыми и сверстниками, формировании личностных качеств.
Фольклор оказывает всестороннее влияние на развитие речи, поэтому и является одним из важнейших средств приобщения детей ЗПР к литературе и культуре в целом.
При работе с детьми с ЗПР для развития их эмоциональной сферы и как следствие речи используют арттерапию, музтерапию, предметно - сенсорную терапию и специальные методы направленные на развитие крупной и мелкой моторики рук, методы направленные на развитие активного и пассивного словаря детей.
Всестороннему развитию личности ребёнка с ЗПР способствует активное применение фольклора. Малые фольклорные формы способствуют усвоению звуковой и грамматической стороны речи умению сосредоточиться на языковой форме.
Устное народное творчество: потешки, прибаутки, народные песни, пестушки, создают у ребёнка радостный эмоциональный настрой, развлекает и одновременно развивает его. Колыбельные песни успокаивают дают чувство защищенности психологического комфорта. Сказки способствуют всестороннему развитию личности, подготавливая ребёнка для адекватного восприятия окружающего мира и отражение его в речевой деятельности.
Народный фольклор можно так же назвать народной дидактикой. Формы фольклора разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу найти эмоциональный контакт с каждым ребёнком и построить работу по преодолению отклонений в развитии речи на том материале, который будет интересен для каждого конкретного обучающегося. Простота и лаконичность устного народного творчества помогает простыми коррекционными средствами решать не простые задачи по преодолению дефектов в развитии речи. Материал малых фольклорных форм хорошо известен детям еще с младшего дошкольного возраста, близок к пониманию, предельно конкретен. Дети способны его быстро запомнить, что способствует развитию : памяти, воображения, мышления, а так же благоприятно влияет на развитие эмоционально - волевой сферы и речи ребёнка.
В дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Если малые фольклорные формы отбираются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и работа организована систематически, в этом случаи они доступны в понимании детям. Тогда ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его для коррекции связной речи дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Итак, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для плодотворного развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, дефектолог готовит ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирует интонационную выразительность его речи. Для полноценного использования развивающего потенциала фольклор, следует применять не только на занятиях, но и в режимных моментах, что позволит создать благоприятную языковую среду.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для формирования и развития связной речи детей с задержкой психического развития.
В первую очередь необходимо вести работу по увеличению словарного запаса, распространению и усложнению предложений, умению контролировать свою речь. Большое значение следует уделить формированию фонетики, грамматики, лексики, развитию таких качеств связной речи как правильность, точность, выразительность.
Ничто так не способствует развитию и обогащению связной речи как малые фольклорные жанры.
Среди всех сокровищ устного народного творчества следует выделить пословицы, поговорки, загадки. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно порицание.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В коррекционной работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.
Одним из интереснейших жанром фольклора является загадка. Отгадывание, а в дальнейшем и придумывание загадок оказывает весьма сильное коррекционное влияние на развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.
Cоболева А. В. рекомендует использовать несколько загадок об одном и том же предмете или явлении, чтобы показать, что найденные детьми образы не единичны, что с их помощью можно красиво и красочно сказать по-разному об одном и том же.
Итак, через загадку дети учатся использовать различные средства речи, подбирать нужные слова, развивать чуткость к языку и постепенно овладеть образностью речи.
Колыбельные песни - спутник детства. Они заключают в себе мощнейшую силу способствующую развитию речи детей дошкольного возраста. Широкий круг сведений об окружающем мире, содержащийся в колыбельных, способствуют обогащению словаря детей, в большей степени о предметах которые близки опыту людей.
Особая интонационная организация колыбельных песен несёт в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия. Этому способствует напевное выделение голосом гласных букв, замедленный темп речи, эмоциональная окраска речи, так же наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни способствуют запоминанию словосочетания, различных форм слов, освоению лексической стороны речи.
Прекрасным материалом используемым на занятиях по развитию речи у дошкольников с задержкой психического развития являются так же такие жанры фольклора как потешки и пестушки. Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который не заменим в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает внимание детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует коррекции разговорной речи. Для коррекционного воздействия необходимо выбирать простые и короткие потешки, с четким ритмом побуждающим к действию. Словарный запас старших дошкольников с ЗПР недостаточен, поэтому предлагаемые потешки должны подбираться с учётом уровня развития речи детей. Ритмичный текст потешек создаёт весёлое настроение, побуждает детей к действию, вызывает желание повторить, что особенно ценно в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития учитывая их отсутствие интереса в обучении, активизируя речь детей
Актуальной задачей речевого развития у старших дошкольников с ЗПР является выработка дикции. У дошкольников не достаточно координированно и четко работают органы артикуляционного аппарата. Незаменимым материалом для дикционных упражнений являются пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Дикционные упражнения используются для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения звуков речи, для правильного произнесения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоением ребёнком темпа и интонации в речи. Так с помощью фольклора дети учатся выражать эмоции, интонационно окрашивать речь, что несомненно приводит к улучшению связной речи детей.
Важнейшим направлением в развитии дошкольников с задержкой психического развития является развитие связной речи. Владение родным языком необходимо не только для грамматически правильного построения предложений, но и для умения использовать речь как средство общения и выражения собственных мыслей, чувств. Для того чтоб речь ребёнка была связной и логичной он должен научиться приёмам рассказывания, описания, овладеть диалогической и монологической речью.
Речь одна из важнейших средств развития ребёнка. Очень важно чтоб ребенок понимал обращенную речь и мог сам активно использовать ее в повседневной жизни. Речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребёнка так как степень развития речи оказывает воздействие на всю последующую жизнь и степень его развития.
Созданный на протяжении многих поколений взрослыми специально для детей фольклор вобрал в себя все средства народной педагогике. Колыбельные песни, заклички, запевки, прибаутки, сказки все эти формы устного народного творчества еще с давних пор использовались для развития детей.
Коррекционная работа по развитию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития — это одна из важнейших задач педагогов дефектологов, поскольку от степени её сформированности зависит успешность дальнейшего развития личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Овладение связной речью при спонтанном развитии не достигает того уровня, который необходим для полноценного преодоления трудностей в обучении дошкольника с задержкой психического развития. Этим умениям и навыкам необходимо обучать, целенаправленно, проводя постоянную коррекционную работу.
Малые фольклорные формы одни из первых художественные произведения с которыми знакомится ребёнок в своей жизни. Поэтому в коррекционной работе по развитию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок это необходимо делать с учётом доступности восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.
Одним из направлений по коррекции и развитии связной речи является использование в коррекционной роботе такого фольклорного жанра как сказка.
Перед прочтением сказок учитывая специфику развития детей данной категории следует проводить пропедевтическую работу, цель которой сконцентрировать внимание детей, подготовить их к восприятию. В этом поможет отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значений отдельных слов либо словосочетаний, присутствующих в тексте, обязательна демонстрация иллюстраций к сказке. Тексты сказок необходимо прочитывать детям дважды, эмоционально в медленном спокойном темпе. При повторном чтении целесообразно использовать прием завершения детьми отдельных предложений произведения. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов содержания сюжета, действий, поступков героев, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
Сказка является богатым материалом для игр-инсценировок. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Коррекционная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ЗПР должна включать в себя работу над развитием интонации, логического ударения, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов.
Основой связной речи у детей, включающей в себя различные языковые средства, является диалог. Для диалога свойственны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, интонационность. Всё это широко представлено в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание диалогических текстов способствует коррекции интонации, пониманию различных форм слова. Как пример фольклорный диалогический текст на выработку вопросительной интонации.
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности в коррекции и развитии связной речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Сказки необходимо подбирать доступные по содержанию. Вовлекать детей в их драматизацию, в этом случаи даже самые стеснительные и замкнутые дети раскрывают свои возможности диалогической и связной речи.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромных результат. Детская литература занимает в мире детей огромное значение.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у дошкольников с ЗПР старшего возраста, необходимо создать соответствующую развивающую среду.
В интерьер группы необходимо включить элементы русского фольклора : пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т. д., ведь русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Для создания благоприятной речевой среды фольклор необходимо использовать как на занятиях, так и в режимных моментах. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах (одевании, умывании, засыпании) поможет педагогам создать благоприятную психологическую, эмоциональную среду и языковую среду. Что будет способствовать коррекции связной речи во всех видах деятельности дошкольников.
Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования, актуальности поставленной цели для оценки уровня сформированности связной речи у детей с ЗПР мной были взяты за основу задания для определения уровня развития связной речи у дошкольников разработанная Глуховым В. П.
Учитывая специфику развития данной категории детей мною были определены направления коррекционной работы направленной на развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития путём использования фольклора, как на занятиях так и в режимных моментах.
У детей с задержкой психического развития нарушения познавательной деятельности сопровождается слабой речевой активностью. Поэтому большое внимание необходимо уделять развитию мотивационной стороны речевой деятельности дошкольников. Одним из эффективных способов способствующих активизации и развитию связной речи с ЗПР является детский фольклор.
Я предположила, что работа по использованию фольклорных форм с дошкольниками с ЗПР организованна недостаточно.
Мной были отобраны материалы, которые помогут педагогам дошкольникам организовать коррекционно-воспитательную работу с использованием фольклора.
Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению детей, является несформированность их речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли является необходимым условием успешности обучения, позволяет расширять возможности в общении с окружающими людьми. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ЗПР – задержкой психического развития. В практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с комбинированным психоречевыми нарушениями (ЗПР в сочетании с общим недоразвитием речи). Поэтому я увидела необходимость разработки рекомендаций, которые помогут развить связную речь дошкольников.
Одним из средств, способствующему развитию связной речи дошкольников является фольклор. Фольклор - это народная педагогика, вобравшая в себя всю мудрость поколений. Фольклорные произведения представляют собой прекрасный речевой материал, который может быть использован в любых видах деятельности. При этом развивается умение творчески использовать слово, описывать предмет, пересказывать, улучшается звукопроизношение, формируется потребность в речевом общении.
Я предполагаю, что использование фольклорных форм повысит эффективность коррекции развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Применяя методику коррекции развития речи, необходимо использовать творческий подход, заинтересовывать детей, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов. Но, несмотря на это педагогическая технология развития связной речи очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в
работе.