Марианна Розова
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные: Обогащение словаря по теме: «Игрушки». Закреплять умение называть слова с заданным звуком, определять первый звук в слове. Закреплять умение выделять слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета. Совершенствование грамматического строя речи: - умение подбирать слова-антонимы; - образовывать глаголы с помощью приставок; - согласовывать числительные с существительными; - умение образовывать прилагательное от имени существительного; - образование сложных прилагательных; - употребление родственных слов; - умение составлять предложения из заданных слов.
Публикация «Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Развивающие: Развивать фонематический слух, внимание, воображение, мышление. Строить высказывание грамматически правильно.
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим).
Материалы: Презентация «Игрушки»; карта путешествия; магнитная доска; диск «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры»; ноутбук, экран, проектор; конверт с картинками – игра «Есть-нет»; игра «Вырастим цветы».
Ход НОД:
2 слайд: Ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте посмотрим, о чем оно. Нужно по первым звукам названий картинок узнать зашифрованное слово.
Зашифрованное слово. (Дети отгадывают ребус).
- Какое слово получилось? Игрушки! Давайте проверим. Правильно, игрушки.
3 слайд: «Ребята, нужна ваша помощь, все игрушки перессорились и не хотят играть с малышами. Не могли бы вы помочь навести порядок в нашем магазине игрушек? Чебурашка из Страны игрушек».
- Поможем, ребята? А для этого нам нужно отправиться в этот магазин игрушек. Вот карта (на магнитной доске, по которой можно его найти. До магазина игрушек мы сможем добраться только в том случае, если выполним все задания, которые встретятся нам на пути.
- Какими надо быть, чтобы справиться с поставленной задачей? (внимательными, сообразительными, смелыми, уверенными в себе, находчивыми, умными). Выполняя задания, мы будем продолжать учиться говорить грамотно, правильно.
- Ну что, пошли. (Идут друг за другом и проговаривают чистоговорку). Чистоговорка: «Ра-ра-ра – отправляться нам пора, ны-ны-ны- нам преграды не страшны». (В одну сторону – спокойно и четко, в другую сторону – тихо и быстро).
- В Страну игрушек предлагаю поехать на машине, но чтобы занять в ней место, нужно подобрать слово противоположное по значению (аккуратный - неряшливый, вежливый - грубый, внимательный – рассеянный, друг – враг, здоровый – больной, бедный – богатый, глупый – умный, правда – ложь, дешево – дорого, купить – продать).
Дети выполняют задание и «занимают места в автомобиле» (садятся перед экраном).
Игра «Путешествие машинки» (на диск «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажёры.)
4 слайд - Ворота страны игрушек. Вот мы и доехали до главных ворот Страны игрушек.
- Для того, чтобы в них пройти нужно сказать из каких материалов делают игрушки. Я буду называть материал, а вы отвечать, какая это игрушка, например:
5 слайд: Игрушка из дерева – деревянная
6 –й: из резины – резиновая
7 - й: из глины – глиняная
8 –й: из кожи – кожаная
9-й: из пластмассы – пластмассовая
10-й: из плюша – плюшевая
11 –й: из стекла – стеклянная
12-й: из олова – оловянная
13-й: из ткани – тканевая. (ОСТАНОВИТЬСЯ НА ЭТОМ СЛАЙДЕ).
- Кажется, это препятствие мы преодолели, отправляемся дальше (посмотреть по карте – куда идти.)
14 слайд: Чтобы пройти через мост нам надо выполнить следующее задание.
- Конверт с картинками Игра «Есть-нет». Посмотрите на картинки и сосчитайте игрушки. Расскажите по очереди, что изображено на ваших картинках. (У меня на картинке два самолета. У меня на картинке нету двух самолетов, а есть три мяча. У меня нет на картинке трех мячей, а есть пять кукол. И т. д.).
Отметить на карте фишкой. Молодцы, и это препятствие мы преодолели. Можно двигаться дальше (смотрят по карте куда идти).
15 слайд: На экране ПОЛЯНА ЦВЕТОВ (без цветов). А где же цветы? Дорога нам откроется, если мы сами вырастим цветы. Игра «Вырастим цветы».
- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова-предметы и как они обозначаются. (Кто это? Что это? И обозначатся одной прямой линией).
- На какие вопросы отвечают слова-действия? (Что делает? Что делают? Обозначаются двумя прямыми линиями).
- Слова-признаки? (Какой? Какая? Какие? Обозначаются волнистой линией).
РАБОТА ЗА СТОЛАМИ
(Собирают цветы из слов-предметов, слов-действий, слов-признаков).
16 слайд: На экране - Поляна уже с цветами. Посмотрите, получилось, на волшебной поляне выросли цветочки. Значит, можно двигаться дальше. Наш путь продолжается. Далее нам надо пройти путь через болото.
17 слайд: Физминутка «ВОДЯНОЙ».
(Дети проходят на стульчики).
18 слайд: Магазин ИГРУШЕК. Ребята, вот мы и дошли до магазина игрушек, но он закрыт (на двери висит замок). Что же делать? Давайте посмотрим, какое надо выполнить задание, чтобы магазин открылся.
19 слайд: Нужно закончить предложения, образуя родственные слова к слову «шить».
Мама платье … (сшила).
Длинное платье мама ….(подшила).
Широкое платье мама … (ушила).
Рукава в платье мама …. (вшила).
На кармане петушка мама … (вышила).
Маленькую дырочку мама … (зашила).
Красивые пуговицы на карман мама … (пришила).
- Молодцы и с этим заданием вы справились.
20 слайд: игрушки в беспорядке. Игра «Найди игрушку».
- Где находится кукла? (в левом верхнем углу, слева от клоуна и над машинкой, ….)
21 слайд: Замечательно! Вам удалось помирить и поставить на место все игрушки.
Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных)
Кукла с длинными волосами – длинноволосая.
Клоун с рыжими волосами – рыжеволосый.
Буратино с длинным носом – длинноносый.
Велосипед с двумя колесами – двухколесный.
Машина с четырьмя колесами – четырехколесная.
Лошадь с белой гривой – белогривая.
Карандаши разных цветов – разноцветные.
Птица с сизыми крыльями – сизокрылая.
Заяц с длинными ушами – длинноухий.
Чебурашка с доброй душой – добродушный.
- А сейчас предлагаю составить предложения со словами добродушный, белогривая, длинноволосая.
Составление предложений.
- Ну, вот мы и навели порядок в магазине игрушек. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад, а поможет нам Чебурашка. Внимательно следите глазками за Чебурашкой, чтобы не потеряться.
22 слайд: ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось путешествие? Удалось справиться с поставленной задачей? Какие задания показались самыми трудными? С каким заданием вам было легко справиться?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Вы были находчивыми, внимательными, сообразительными, поэтому удалось справиться с поставленной задачей. Я рада, что вы умеете говорить правильно и грамотно.
К сожалению, презентацию загрузить не удалось.