Татьяна Поздеева
Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекционная направленность трудового обучения в условия в С (К)ОУ 8 вида (на материале швейного дела)».
Поздеева Татьяна Михайловна
заместитель директора по УВР, учитель технологии
МКОУ «Ярская школа – интернат»
Публикация «Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Темочки
Аннотация: Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении.
Ключевые слова: профессионально – трудовое обучение, коррекционно-воспитательное обучение, творческий проект.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Предприятия, на которые направляются окончившие школу учащиеся, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники специальных школ не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.
Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
Опыт работы, а также результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность. Наблюдение на уроках швейного дела дает основание говорить о некоторых серьезных недостатках в профессионально-трудовом обучении детей вспомогательных школ. Как правило, учителя забывают о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Часто из виду упускается главное, именно то, что учащимся нужно показать, как выполняется та или иная сложная операция и вместе с ним выполнить ее и научить их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий.
Итак, воспитание у детей с нарушением интеллекта самостоятельности необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Для их воспитания необходимо специальное обучение, направленное, в частности, на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно. Уроки швейного дела являются одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование уроков позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие учителя следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных учащихся формы и методы руководства.
При определении и построении системы обучения и воспитания самостоятельности учащихся, нами были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые, в конечном счете, определяют всю методику обучения, с другой стороны, учет характерологических черт личности аномального ребенка (нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти).
Следовательно, система обучения, предложенная нами, строилась с учетом требований производства и особенностей учащихся коррекционных школ.
При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:
• воспитание у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;
• привитие учащимся навыков составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);
• обучение их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.
Требуя от учащихся описания трудовых операций, нужно приучать их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания). Вот
Таким образом, формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а, значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.
Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядный план, наглядно – словесный план, т. е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Наглядность и карточка со словесным описанием должны быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.
Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из основных задач коррекционной школы. Для того, чтобы школьницы лучше удерживали в памяти особенности пошива изделия, меньше затруднялись в составлении плана изготовления изделия, мы предлагаем следующие приемы и методы обучения.
На уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся мною используется работа по усвоению терминологии, игры, контроль, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.
Словарная работа на уроках ведется в три этапа : 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря детей.
Для работы по всем этим направлениям используются следующие упражнения:
1. Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам «Чего не хватает» по теме «Моделирования поясных изделий», учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть.
Также работая с таблицей «Что лишнее» по теме «Изучение и конструирование плечевых изделий», учащиеся производят своего рода группировку, сортировку предметов, выделяют лишний и т. п.
2. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.
3. Классификация предметов, которую можно проводить на всех уроках. Предметы можно классифицировать по основному признаку, форме, виду и материалу. Например, одежду можно разделить на классы: по целевому назначению, по сезону, по способу употребления.
Умение прививать учащимся прочные знания в значительной мере определяются правильной организацией закрепления и повторения.
Целесообразно для закрепления и повторения использовать карточки-задания, перфокарты и тесты.
***
Какие машинные работы применяют при выполнении следующих операций?
Поставьте номер операции, а рядом букву правильного ответа:
1 – соединение пояса с нижней частью фартука;
2- обработка среза швом вподгибку с закрытым срезом;
3- обработка бретелей.
А- притачивание, Б- обтачивание, В- застрачивание.
***
Заполни таблицу. «Построение спинки детского платья».
Отрезок чертежа Размер Формула Расчеты
Ширина спинки 32? ?
? 32 Сш : 3 + 1,5 ?
Высота проймы 32? ?
Допишите, вместо точек.
Название мерок. Обозначение мерок. Назначение мерок.
…. Сш Для расчета выреза….
Полуобхват груди …. Для определения …и ширины сорочки.
Обхват руки Ор …
Длина изделия … Для определения …. сорочки.
Тест на закрепление темы: «Виды отделки. Выполнение окантовочного шва»7 класс.
1. Что такое отделка швейных изделий?
а) влажно – тепловая обработка ткани;
б) украшение швейных изделий;
в) ремонт одежды.
2. Какой машинный шов является украшающим?
а) соединительный шов;
б) шов вподгибку с закрытым срезом;
в) окантовочный шов.
3. Какие швейные материалы считаются отделочными?
а) нитки, пряжа, ткань;
б) кружево, тесьма, бейка;
4. Какая обтачка используется для обработки окантовочного шва?
а) поперечная; обтачка
б) долевая обтачка;
в) косая обтачка.
5. Какие термины используются при обработке окантовочного шва?
а) сметать, стачать;
б) приметать, притачать;
в) сметать, обтачать.
На уроках швейного дела можно проводить опрос учащихся по знанию терминологии ручных или машинных работ, ВТ работ с помощью сигнальных блокнотов «цветового сигнала».
Важное значение в усвоении технологических знаний детей с нарушением интеллекта имеют также различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Например, деловая игра «экзамен». Учащиеся делятся на 2 группы: «экзаменаторы» и «экзаменующиеся». Учитель заранее готовит комплекты билетов. «Экзаменующиеся» вытягивают билеты, предложенные «экзаменаторами» и отвечают на них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы меняются местами и используют второй комплект билетов.
Применение деловых игр - один из путей коррекции развития познавательной деятельности детей. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.
Исключительно важная роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в игре «Заказчик-исполнитель» учащиеся работают в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх дети выполняют определенную роль, исполняя различные обязанности, воспроизводят типичные ситуации, поступки, действия, как бы, соприкасаясь с самой жизнью. Правильно организованные игры способствуют развитию у учащихся положительных эмоций и настроения.
Для успешного выполнения учащимися самостоятельной практической работы, следует учитывать анализ образца и предварительное планирование. Необходимо представить какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует представить в соответствующей речевой форме, т. е. в начале обучения учитель объясняет выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем дети учатся планировать ближайшую операцию.
В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В последствии учитель сокращает свою помощь на этом уроке, он лишь побуждает, стимулирует планирование.
Таким образом, на этапе планирования изготовления изделия есть благоприятная основа для решения задач по воспитанию самостоятельности школьников. С помощью перечисленных методов приемов можно преодолевать ограниченность и бедность словаря, неточность использования слов, терминов, малую распространенность предложений, а также планирование поможет учащимся выразить словами свою практическую деятельность, как в целом, так и отдельные ее этапы. В этом случае отрабатывается и формируется правильная последовательность изложения материала.
А итоговой самостоятельной работой учащихся, выполненной под руководством учителя, является творческий проект. Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Литература
1. Воронковой В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М. : Школа-пресс, 1994.
2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М. : Просвещение, 1969.
3. Данилов Н. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – Советская Педагогика № 8. 1961.
4. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993. N5.
5. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1966.
6. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1988.
7. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М. : Педагогика, 1990.
8. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.
9. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. \\ Дефектология. 1986. №1.