Приложение МААМ

Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида

Татьяна Поздеева
Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида
▼ Скачать + Заказать документы

«Коррекционная направленность трудового обучения в условия в С (К)ОУ 8 вида (на материале швейного дела)».

Поздеева Татьяна Михайловна

заместитель директора по УВР, учитель технологии

МКОУ «Ярская школа – интернат»

Публикация «Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида» размещена в разделах

Аннотация: Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении.

Ключевые слова: профессионально – трудовое обучение, коррекционно-воспитательное обучение, творческий проект.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Предприятия, на которые направляются окончившие школу учащиеся, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники специальных школ не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.

Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

Опыт работы, а также результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность. Наблюдение на уроках швейного дела дает основание говорить о некоторых серьезных недостатках в профессионально-трудовом обучении детей вспомогательных школ. Как правило, учителя забывают о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Часто из виду упускается главное, именно то, что учащимся нужно показать, как выполняется та или иная сложная операция и вместе с ним выполнить ее и научить их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий.

Итак, воспитание у детей с нарушением интеллекта самостоятельности необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Для их воспитания необходимо специальное обучение, направленное, в частности, на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно. Уроки швейного дела являются одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование уроков позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие учителя следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных учащихся формы и методы руководства.

При определении и построении системы обучения и воспитания самостоятельности учащихся, нами были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые, в конечном счете, определяют всю методику обучения, с другой стороны, учет характерологических черт личности аномального ребенка (нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти).

Следовательно, система обучения, предложенная нами, строилась с учетом требований производства и особенностей учащихся коррекционных школ.

При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:

• воспитание у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;

• привитие учащимся навыков составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);

обучение их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.

Требуя от учащихся описания трудовых операций, нужно приучать их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания). Вот

Таким образом, формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а, значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядный план, наглядно – словесный план, т. е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Наглядность и карточка со словесным описанием должны быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.

Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из основных задач коррекционной школы. Для того, чтобы школьницы лучше удерживали в памяти особенности пошива изделия, меньше затруднялись в составлении плана изготовления изделия, мы предлагаем следующие приемы и методы обучения.

На уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся мною используется работа по усвоению терминологии, игры, контроль, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.

Словарная работа на уроках ведется в три этапа : 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям используются следующие упражнения:

1. Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам «Чего не хватает» по теме «Моделирования поясных изделий», учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть.

Также работая с таблицей «Что лишнее» по теме «Изучение и конструирование плечевых изделий», учащиеся производят своего рода группировку, сортировку предметов, выделяют лишний и т. п.

2. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.

3. Классификация предметов, которую можно проводить на всех уроках. Предметы можно классифицировать по основному признаку, форме, виду и материалу. Например, одежду можно разделить на классы: по целевому назначению, по сезону, по способу употребления.

Умение прививать учащимся прочные знания в значительной мере определяются правильной организацией закрепления и повторения.

Целесообразно для закрепления и повторения использовать карточки-задания, перфокарты и тесты.

***

Какие машинные работы применяют при выполнении следующих операций?

Поставьте номер операции, а рядом букву правильного ответа:

1 – соединение пояса с нижней частью фартука;

2- обработка среза швом вподгибку с закрытым срезом;

3- обработка бретелей.

А- притачивание, Б- обтачивание, В- застрачивание.

***

Заполни таблицу. «Построение спинки детского платья».

Отрезок чертежа Размер Формула Расчеты

Ширина спинки 32? ?

? 32 Сш : 3 + 1,5 ?

Высота проймы 32? ?

Допишите, вместо точек.

Название мерок. Обозначение мерок. Назначение мерок.

…. Сш Для расчета выреза….

Полуобхват груди …. Для определения …и ширины сорочки.

Обхват руки Ор …

Длина изделия … Для определения …. сорочки.

Тест на закрепление темы: «Виды отделки. Выполнение окантовочного шва»7 класс.

1. Что такое отделка швейных изделий?

а) влажно – тепловая обработка ткани;

б) украшение швейных изделий;

в) ремонт одежды.

2. Какой машинный шов является украшающим?

а) соединительный шов;

б) шов вподгибку с закрытым срезом;

в) окантовочный шов.

3. Какие швейные материалы считаются отделочными?

а) нитки, пряжа, ткань;

б) кружево, тесьма, бейка;

4. Какая обтачка используется для обработки окантовочного шва?

а) поперечная; обтачка

б) долевая обтачка;

в) косая обтачка.

5. Какие термины используются при обработке окантовочного шва?

а) сметать, стачать;

б) приметать, притачать;

в) сметать, обтачать.

На уроках швейного дела можно проводить опрос учащихся по знанию терминологии ручных или машинных работ, ВТ работ с помощью сигнальных блокнотов «цветового сигнала».

Важное значение в усвоении технологических знаний детей с нарушением интеллекта имеют также различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Например, деловая игра «экзамен». Учащиеся делятся на 2 группы: «экзаменаторы» и «экзаменующиеся». Учитель заранее готовит комплекты билетов. «Экзаменующиеся» вытягивают билеты, предложенные «экзаменаторами» и отвечают на них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы меняются местами и используют второй комплект билетов.

Применение деловых игр - один из путей коррекции развития познавательной деятельности детей. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.

Исключительно важная роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в игре «Заказчик-исполнитель» учащиеся работают в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх дети выполняют определенную роль, исполняя различные обязанности, воспроизводят типичные ситуации, поступки, действия, как бы, соприкасаясь с самой жизнью. Правильно организованные игры способствуют развитию у учащихся положительных эмоций и настроения.

Для успешного выполнения учащимися самостоятельной практической работы, следует учитывать анализ образца и предварительное планирование. Необходимо представить какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует представить в соответствующей речевой форме, т. е. в начале обучения учитель объясняет выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем дети учатся планировать ближайшую операцию.

В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В последствии учитель сокращает свою помощь на этом уроке, он лишь побуждает, стимулирует планирование.

Таким образом, на этапе планирования изготовления изделия есть благоприятная основа для решения задач по воспитанию самостоятельности школьников. С помощью перечисленных методов приемов можно преодолевать ограниченность и бедность словаря, неточность использования слов, терминов, малую распространенность предложений, а также планирование поможет учащимся выразить словами свою практическую деятельность, как в целом, так и отдельные ее этапы. В этом случае отрабатывается и формируется правильная последовательность изложения материала.

А итоговой самостоятельной работой учащихся, выполненной под руководством учителя, является творческий проект. Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Литература

1. Воронковой В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М. : Школа-пресс, 1994.

2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М. : Просвещение, 1969.

3. Данилов Н. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – Советская Педагогика № 8. 1961.

4. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993. N5.

5. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1966.

6. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1988.

7. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М. : Педагогика, 1990.

8. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.

9. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. \\ Дефектология. 1986. №1.

Публикации по теме:

Использование деятельностного метода обучения в ДОО как залог успешного обучения ребенка в школе Тема:_ Семинар-практикум «Использование деятельностного метода обучения как залог успешного обучения ребенка в школе» Цель: знакомство.

Фотоотчет «Фотографии с уроков! Рисуем волшебных птиц»Фотоотчет «Фотографии с уроков! Рисуем волшебных птиц» Волшебные птицы! Детки придумывали сами и технику рисования выбирали сами! Как часто мы не видим птиц волшебных, Не замечаем их полёта.

Интерактивное сопровождение уроков математики Сравнительная характеристика интерактивных пакетов для преподавателя математики. 13.07.2019 лицей 533 Жигалова Светлана Ивановна Из материалов.

Конспект урока «Развитие зрительного восприятия формы предмета. Круг». Класс Тмнр, I ступень, 2 год обучения, школа 8 вида Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся класса ТМНР (I ступень) 2 год обучения школа VIII вида. Тема: «Развитие зрительного.

Конспекты уроков Предмет: Математика Класс: 3 УМК: «Перспектива» Автор УМК: Л. Г. Петерсон Тема урока: «Множество и его элемент» (3 класс) Тип урока: Урок.

Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию по парциальной программе Е. Журовой «Подготовка детей к обучению грамоте.

Педагогическая направленность воспитателя подготовительной группы Педагогическая направленность воспитателя подготовительной группы Мрыхиной А. В. на 2019–2020 учебный год по примерной парциальной образовательной.

Проблема трудового воспитания, обучения и коррекции дефектов развития детей с Нода Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость.

Из опыта работы «Проектирование уроков английского языка в ИОС» С введением федеральных государственных образовательных стандартов изменилась цель современного образования: - развитие тех способностей.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 13:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная направленность уроков трудового обучения в Скоу 8 вида» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Поздеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД