Анастасия Мрыхина
Педагогическая направленность воспитателя подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая направленность воспитателя подготовительной группы
Мрыхиной А. В. на 2019–2020 учебный год по примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования для детей 5-7 лет Шатовой А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования:
Публикация «Педагогическая направленность воспитателя подготовительной группы» размещена в разделах
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Цель программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы: Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы:
научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Сроки реализации: сентябрь 2019 – май 2020.
Содержание программы рассчитано на четыре взаимосвязанных между собой блока:
1) Труд и продукт (товар)
2) Деньги и цена (стоимость)
3) Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
4) Полезные экономические навыки и привычки в быту.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Согласно перспективно-тематическому планированию в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год и в соответствие с данными Сборника методических материалов на основе программы "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" А. Д. Шатовой мною разработана следующая сетка занятий (периодичность - 1 занятие в неделю):
Основы финансовой грамотности. Занятие №1
1. Беседа о профессиях.
Цель: Формировать у детей представления о множестве видов профессий, о важности труда.
2. Подвижная игра "Выбор профессии"
Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций и умение бросать и ловить мяч; быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Основы финансовой грамотности. Занятие №2
Обсуждение сказки К. Д. Ушинского "Два плуга".
Цель: Формировать у детей представления о пользе и важности труда.
Основы финансовой грамотности. Занятие №3
Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях.
Цель: Формировать у детей представления о пользе и важности труда. Обсуждение необходимости выбора профессии.
Основы финансовой грамотности. Занятие №4
Беседа о труде.
Цель: Сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, продолжать знакомить с профессиями взрослых.
Основы финансовой грамотности. Занятие №5
Загадки о труде и профессиях.
Цель: Продолжать формировать у детей представления о пользе и важности труда, о профессиях взрослых.
Основы финансовой грамотности. Занятие №6
Игра "Какие ошибки допустил художник?"
Цель: Закрепить у детей представления о профессиях взрослых.
Основы финансовой грамотности. Занятие №7
Викторина для детей "О какой сказке идет речь?"
Цель: Формировать у детей представления о деньгах, товаре, покупках.
Основы финансовой грамотности. Занятие №8
Интерактивное занятие по мотивам сказки "Приключение монетки".
Цель: Формировать у детей представления о денежных знаках нашей страны.
Основы финансовой грамотности. Занятие №9
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.
Цель: Расширять представления детей о деньгах.
Основы финансовой грамотности. Занятие №10
Обсуждение сказки Б. В. Минина "Доверчивый зайчик".
Цель: Формировать у детей представления о рынке, деньгах, товарах, цене, честной торговле, возможных обманах.
Основы финансовой грамотности. Занятие №11
Обсуждение сказки Т. В. Грековой "Клад".
Цель: Формировать у детей представления о кладе, деньгах, о возможности размена монет и купюр.
Основы финансовой грамотности. Занятие №12
Обсуждение сказки Б. В. Минина "Муравьи и старый горшочек".
Цель: Формировать у детей представления о деньгах, способах и возможных вариантах хранения.
Основы финансовой грамотности. Занятие №13
Кукольный спектакль "Как Зайчика бережливости научили".
Цель: Раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег.
Основы финансовой грамотности. Занятие №14
Беседа "В общем о деньгах".
Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим школьникам уровне взаимосвязи понятий "труд-продукт-деньги" и "стоимость продукта в зависимости от его качества".
Основы финансовой грамотности. Занятие №15
Беседа "откуда берутся деньги и на что тратятся".
Цель: Сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Основы финансовой грамотности. Занятие №16
Беседа "История денег в России".
Цель: Расширить знания детей о деньгах, эволюции форм денег.
Основы финансовой грамотности. Занятие №17
Решение арифметических задач.
Цель: научить считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Основы финансовой грамотности. Занятие №18
Викторина для детей "О какой сказке идет речь".
Цель: проведение викторины по мотивам известных сказок с целью обнаружить в них присутствие рекламы.
Основы финансовой грамотности. Занятие №19
Спектакль "Приключение Копеечки".
Цель: сформировать у детей внимательное и бережное отношение к финансовым документам; объективное восприятие рекламы.
Основы финансовой грамотности. Занятие №20
Сюжетно-ролевая игра "Пиццерия для всей семьи".
Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания.
Основы финансовой грамотности. Занятие №21
Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена "Новое платья короля".
Цель: учить распознавать рекламу, ее оформление, как она звучит.
Основы финансовой грамотности. Занятие №22
Беседа о рекламе.
Цель: Сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.
Основы финансовой грамотности. Занятие №23
Игра-эстафета "Хорошо-плохо".
Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.
Основы финансовой грамотности. Занятие №24
Обсуждение рассказа Н. Носова "Заплатка".
Цель: Формировать представления о бережливости, бережном отношении к вещам, о ручном труде.
Основы финансовой грамотности. Занятие №25
Обсуждение сказки К. И. Чуковского "Федорино горе"".
Цель: продолжать формировать представления о бережливости, бережном отношении к вещам, предметам быта; развивать стремление помогать взрослым по дому, на кухне.
Основы финансовой грамотности. Занятие №26
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок.
Цель: Расширять представления детей о деньгах, доходах, о труде.
Основы финансовой грамотности. Занятие №27
Выразительное чтение стихов о бережливости и труде.
Цель: Расширять представления детей о бережливости, труде, о необходимости помогать взрослым.
Основы финансовой грамотности. Занятие №28
Мини-беседа "Полезные экономические навыки и привычки в быту".
Цель: Формирование у детей полезных привычек и навыков в быту.
Основы финансовой грамотности. Занятие №29
Праздник "Мы - бережливые".
Цель: формировать у детей понимание целесообразности бережливости.
Основы финансовой грамотности. Занятие №30
Примеры народной мудрости: пословицы, поговорки, сказки.
Цель: Расширять представления детей о деньгах и цене, труде и продукте (товаре, рекламе.
Основы финансовой грамотности. Занятие 31
Беседа "Что важнее денег?".
Цель: Расширять представления детей о честном труде - в противоположность воровству и тунеядству.
Основы финансовой грамотности. Занятие 32
Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель: Познакомить с экономическим понятием «бартер (натуральный обмен)».
Основы финансовой грамотности. Занятие 33
Занятие «Сказочный рекламный агент».Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
Цель: : продолжать учить распознавать рекламу, ее оформление, как она звучит.
Основы финансовой грамотности. Занятие 34
Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама».
Цель: : продолжать учить распознавать рекламу, ее оформление, как она звучит.
Основы финансовой грамотности. Занятие 35
Занятие «Сколько заработал, столько и купил»
Цель: : продолжать учить соотношению понятий "доход" - "расход", планированию семейного бюджета.
Основы финансовой грамотности. Занятие 36
Повторение.
Цель: : продолжать учить соотношению понятий "доход" - "расход", планированию семейного бюджета.
Основы финансовой грамотности. Занятие 37
Повторение.
Цель: : закрепить понятие о деньгах, доходах, о труде.
Основы финансовой грамотности. Занятие 38
Повторение. Рассматривание энциклопедии "Деньги"
Цель: : закрепить понятие о деньгах, доходах, о труде; эволюции денег.
Помимо описанной выше совместной партнерской деятельности педагога с детьми важной и необходимой составляющей является свободная самостоятельная деятельность детей.
В своей педагогической направленности я планирую организовать самостоятельную деятельность детей по следующим направлениям:
1. Художественно-эстетическое развитие
1) Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким»,
«Мои добрые дела».
2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».
3) Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи».
4) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».
5) Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама»,
«Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».
6) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».
7) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».
8) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.
9) Собирание тематических пазлов.
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,
«Профессии».
2) Труд в уголке природы.
3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи.
4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
5) Работа на садовом участке дошкольной образовательной организации.
6) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».
7) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».
8) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».
9) Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».
10) Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».
11) Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).
12) Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.
13) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».
В результате освоения программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего
зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу,
пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы
для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают
родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям,
ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания
помощи другим людям.
Перспективы на следующий учебный год:
1. Продолжить работу по теме: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников.