Клавдия Бычкова
Проблема трудового воспитания, обучения и коррекции дефектов развития детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту р окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проблема трудового воспитания, обучения и коррекции дефектов развития детей с Нода» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей- не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст- ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления - обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для образовательных учреждений для обучающихся с НОДА.
Однако с общими задачами образовательные учреждения для обучающихся с НОДА имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития дошкольников с НОДА.
Основным условием развития трудовой деятельности у ребенка с НОДА является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов трудовой деятельности.
Коррекционная работа для обучающихся (с нарушениями опорно-двигательного аппарата не просто добавление к воспитательному процессу, она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у дошкольников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности. А затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью и ведет к формированию мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.
Организация трудовой деятельности дошкольников НОДА специфична, связано это в основном двигательными нарушениями. Поскольку трудовая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий операций, формирование навыков и умений, в том числе двигательных. Трудовая деятельность направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса.
В дошкольном возрасте трудовая деятельность дошкольников с НОДА важна как средство разностороннего развития ребенка. В трудовой деятельности обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т. е. в рамках трудовой деятельности развиваются все познавательные психические процессы.
В связи с двигательным нарушениями имеющимися у детей с НОДА, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с НОДА является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни (ребенок без помощи взрослого может одеться, раздеться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть).
Трудности развития навыков самообслуживания связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т. е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т. д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому когда взрослые, жалея ребенка, стараются всё сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом отмечается задержка в формировании праксиса – так называемая вторичная апраксия.
Детей с НОДА в дальнейшем учат посильному бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке. При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними (открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой, выдвигать и задвигать ящики, открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер). Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности.
При формировании навыков, самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать: наличие у детей с НОДА целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти, и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
Обучение должно быть максимально индивидуализировано. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме с помощью взрослого, постепенно роль взрослого уменьшается.
Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие предметной, игровой, учебной деятельности.
Воспитание трудовых навыков провидится в повседневной жизни и на специальных занятиях. Во всех видах труда дети приобретают навыки и умения овладевают предметными и орудийными действиями, что в свою очередь, способствует развитию восприятия и мышления. Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим.
В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткий, а затем всё более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.
Таким образом, овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка общественно значимыми.