Татьяна Джаджиева
Из опыта работы «Проектирование уроков английского языка в ИОС»
▼ Скачать + Заказать документы
С введением федеральных государственных образовательных стандартов изменилась цель современного образования:
- развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу;
- включение социально-ценностной активности личности;
- обеспечение возможностей эффективного самообразования
Новая цель образования требует новые средства обучения, новое содержание образования, новые технологии, новое целеполагание для учителей и учащихся, новые требования к подготовке учителя.
Публикация «Из опыта работы „Проектирование уроков английского языка в ИОС“» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Иностранный язык в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Стандарт закрепил требования к результатам (личностным, предметным и метапредметным) освоения основных образовательных программ, включая предмет «Иностранный язык».
ЧТО ДАЮТ ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОЙ БАЗЫ
СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К РАЗНООБРАЗНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ
ДИСТАНЦИОННОСТЬ
МОБИЛЬНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНИМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы школ, программы по предмету должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Что такое ИОС?
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий,
укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Формирование информационно-образовательной среды в учреждении открывает возможности для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.
При проектировании уроков английского языка ИОС - это инструмент, позволяющий не только решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, повышать мотивацию, а значит и качество своей работы, но и сделать занятия более продуктивными, современными, интересными и увлекательными для своих учащихся.
Обучение в ИОС по сравнению с традиционной системой обучения обладает рядом преимуществ:
1. Увеличиваются возможности выбора (средств, форм, темпа…и т. д.)
2. Увеличивается доступность информации
3. Повышается мотивация (за счёт интерактивности, наглядности, занимательности)
4. Повышается значимость самостоятельной работы и формирования критического мышления
5. Активнее используются методы взаимообучения
6. Создаётся установка на непрерывное образование в течение всей жизни
Отличие урока в традиционной среде и в ИОС проявляются в возможностях, которые она открывает перед участниками образовательных отношений:
1) Основные возможности Учителя:
- Проведение наглядных и интерактивных уроков
- Создание викторин и контрольных работ
- Разработка тематических планов
- Использование готовых материалов или создание собственных
- Ведение проектной деятельности
- Обмен педагогической информацией коллегами
- Просмотр работ учащихся
- Ведение электронного классного журнала
Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль учителя, на которого возлагаются следующие функции:
- координирование познавательного процесса;
- корректировка преподаваемой дисциплины;
- консультирование при составлении индивидуального учебного плана;
- руководство учебными планами, учебными проектами.
Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.
Должна оставаться главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития.
2) Основные возможности Ученика:
- Создание структуры папок для систематизированного хранения информации
- Поиск готовых уроков и медиаобъектов
- Самостоятельная разработка презентаций по предметам
- Использование электронной библиотеки
Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line :
- текстовых материалов;
- аудио- и видеоматериалов;
- гипертекстовых пособий;
- графических иллюстраций;
- учебных компьютерных программ;
- моделирующих систем;
- автоматизированных лабораторных практикумов;
- тестовых заданий нескольких типов и т. д.
В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.
Просмотр расписания занятий по дням недели
Просмотр дневника успеваемости за любой период
Самоподготовка
Расписание
Дневник успеваемости
Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Однако, не для кого не секрет, что интерес обучающихся к изучению иностранного языка падает. Отсутствие мотивации, в свою очередь, влечет снижение качества обученности учащихся. Использование только традиционных методов преподавания сегодня уже не дает желаемых результатов, и не позволяет достигать установленных ФГОС требований и поддерживать интерес учащихся. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков.
Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с только лишь традиционными методами обучения:
-индивидуализация процесса обучения;
-развитие самостоятельности обучающихся;
-повышение мотивации к изучению иностранного языка;
-развитие познавательной активности учащихся;
-создание благоприятной и комфортной среды обучения;
-интенсификация процесса обучения;
-повышение качества обученности иностранному языку;
-развитие творческих способностей;
-создание условий для самообразования;
-создание реальных условий и языковых ситуаций общения;
-всесторонний и объективный контроль.
Сочетание традиционных методов и современных ИКТ позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, но при этом процесс обучения становится более интересным и интенсивным. Подбор ИКТ-средств зависит от текущего учебного материала, уровня подготовки обучающихся, их потребностей и интересов. Работа с ИКТ не только способствует повышению интереса к учебе, дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и позволяет полностью устранить одну из основных причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием или незнанием материала, боязнью дать неверный ответ, быть окритикованным публично.
Активное и уместное применение ИКТ на уроках АЯ является целесообразным исходя из специфики самого предмета. В обучении АЯ современные технологии могут быть использованы для ознакомления с новым языковым материалом, для тренировки и закрепления полученных знаний учащихся в различных коммуникативных ситуациях и заданиях с учетом уровня подготовки каждого ученика, его личностных интересов и психологических особенностей и как средство контроля (контроль со стороны учителя, самоконтроль).
Можно выделить такие направления использования ИКТ на уроках :
использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем;
создание собственных мультимедийных и обучающих программ;
создание мультимедийных презентаций;
использование ИКТ во внеклассной работе;
использование ресурсов сети Интернет.
Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Применение ИКТ при формировании навыков в четырех видах речевой деятельности помогает решать следующие дидактические задачи:
формирование лексических навыков, обогащение словарного запаса;
формирование произносительных навыков;
обучение диалогической речи;
обучение чтению и письму;
формирование грамматических навыков;
контроль за сформированностью навыков учащихся.
Обучение чтению с помощью ИКТ дает доступ к текстам различных литературных жанров. Использование онлайн версий газет, журналов, чтение и обсуждение последних мировых новостей интересно и полезно для учащихся, т. к. они содержат актуальную и понятную для учащихся информацию. Чтение статей, анализ, обсуждение помогает развивать языковую догадку, темп чтения, способствует формированию навыков чтения и устной речи.
Работа с ИКТ при обучении устной речи становится намного эффективнее, т. к. глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения. Таким образом, материалы сети Интернет помогут организовать работу не только по любой программной теме, но и за пределами программного материала.
Обучение письму также становится намного интереснее и плодотворнее с применением ИКТ. Написание различного рода писем, открыток, документов из обязательной программы теперь можно не просто отрабатывать на уроках и дома, но и организовать реальную переписку между учащимися и учителем, друзьями из других классов, школ, зарубежными сверстниками.
Правильно подобранные аутентичные материалы (с учетом уровня обученности, программных требований, личностных предпочтений и интересов учащихся) помогают сделать обучение аудированию значительно увлекательнее.
Я применяю ИКТ на всех ступенях обучения. В начальной школе я стараюсь организовать работу так, чтобы современные технологии стали мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивации учащихся, средством поддержания и развития устойчивого интереса к изучению английского языка. Широко использую мультимедийные приложения к УМК Биболетовой М. З., аудио и видео ресурсы, создаю и привлекаю к созданию мультимедийных презентаций своих учеников, участвуем дистанционных олимпиадах, разрабатываем интерактивные материалы по изучаемым программным темам (проектные работы, кроссворды и т. д.).
С учащимися основной школы использую все направления ИКТ, но на более сложном материале, однако наибольший интерес у учащихся вызывает работа с ресурсами сети Интернет. Среди неоспоримых преимуществ ресурсов Интернет выделяется актуальность и доступность материалов по любой программной теме и за ее пределами. Кроме того, эти ресурсы выступают в роли «реальных носителей информации», а значит помогают создать реальную языковую среду для осуществления межкультурной коммуникации.
На уроках активно применяю следующие ресурсы Интернет:
- электронная почта;
- информационные ресурсы;
- поисковые системы;
- справочники, каталоги;
- конференции, он-лайн тестирования, олимпиады, викторины, конкурсы, творческие и исследовательские проекты;
Возможности ресурсов Интернет неисчерпаемы. Сеть хранит огромный объем информации: аудио и видео материалы, страноведческий материал, литературные произведения различных жанров, газеты, журналы, мировое художественное и музыкальное наследие и т. д.
Примеры из практики:
Работа с ученическими проектами : постановка учебно-познавательных задач, выделение главных фактов или слайдов, подготовка рассказа по содержанию проекта и т. д. (Проект Белобородовой А. Защита проекта прилагается)
Для учителя ИОС – это и источник информации, и уникальная возможность постоянного профессионального роста и самосовершенствования, возможность повышать свой уровень владения языком и активно приобщать к этому своих учеников.
Сегодня существует множество направлений и способов применения ИКТ (ресурсы Интернет, аудио и видео материалы, мультимедийные программы и т. д., при этом главное для учителя - с умом распорядиться этими ресурсами, чтобы урок был интересным для учащихся, эффективным с точки зрения прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формированию положительной мотивации.
Приложение. Защита ученического проекта.
Our Earth is in dangerous!
Защита проекта
If you don’t think about the future,
you will not have it”
(Если ты не подумаешь о будущем,
у тебя его может не быть)
John Golsworthy
It’s wonderful world we live in. For thousands of years the Earth has given support to all forms of life – human beings, animals, birds, fishes, insects and plants.
But now human beings are killing our planet. There are a lot of environmental problems. The most serious of them are a damage wildlife and country side, air pollution, water pollution, nuclear pollution, a problem of acidy rains, shortage of natural resources, noise from buses, cars, planes, the growth of population, destruction of wildlife and countryside beauty and others.
I would like speaking about some of them. Pollution is very dangerous for people, wildlife and the environment.
• Air and nuclear pollution
Nuclear power stations cause nuclear pollution. The ozone layer is becoming thinner. Factories and plants put harmful substances into air. Big cities suffer from smog.
• Water pollution
Many seas are used for dumping industrial and nuclear waste. This poisons and kills fish and sea animals. Many rivers and lakes are poisoned too. Fish and reptiles can not live in them. There is not enough oxygen in the water. In such places all the birds leave their habitats and many plants die. Factories and plants produce a lot of waste and pour it into rivers. And in some rivers can even see a thick foam (пена) caused by chemical waste.
• Forests are in the dangerous. People cut the trees down because they need wood and paper or new places for farms and houses. Forests the size of Belgium are destroyed every year. It’s international disaster. Even if new trees are planted, it takes many years for them to grow.
• We live among litter and wastes which we have created ourselves.
• We can watch shortage of natural resources to the begining of the ХХI century. It is really serious dangerous characteristic of modern situation in the environment.
• Our healthy is in dangerous! There is high level of diseases in the big industrial cities, because zone of pollution is located there. Our region is located in the such zone.
Our Earth is our home. I think people must take care of our Motherland. We can save our Earth only together! There are some laws and decisions on this important subject. The international conventions pay much attention to control of pollution too.
There are many organizations that protect our environment. Nowadays people understand how important to solve the environmental problems that endanger people lives.
We have state and international organizations which pay attention to this problem. Any of them are WWF, GREENPEACE, FRIENDS OF THE EARTH.
WWF was officially founded on 11 September 1961. Among the founders were Sir Julian Huxley, the biologist and Sir Peter Scott, the naturalist and painter, who designed the original panda logo.WWF offices were set up in many countries, starting with the UK.
“Green Peace” is a very useful public commissions. Its main task is to combine the people’s efforts for peace and for nature conservation.
The people all over the world do everything to protect their nature, to make their country richer, to make their life happier.
Greenpeace was founded in 1971. Today Greenpeace currently has a presence in 41 countries.
Greenpeace is a non-governmental non-profit organization. It unites people of all nations, colors and languages.
A Greenpeace office in our country was established in 1989.
Friends of the Earth was set in 1971. It is the most extensive environmental network in the world. It has almost 1 million supporters all over the world.
What must we do to save our Earth? What can the first steps be?
• The first steps
• Walk or use a bicycle instead of going by car.
• Do not litter with paper, cans or bottles.
• Recycle used materials such as metal, bottles and paper.
• Plant more trees.
• Feed birds in winter and help them survive in the cold.
• Save energy. Use less electricity and gas. Turn off the lights when you leave a room.
• Clear rubbish from lakes and rivers.
• Have showers, not bath. Showers use less water.
• We must keep the rules of behavior in the forest, on the river, such as :
• Don’t break trees and shrubberies (кустарники!
• Don’t damage the bark (кора) of trees!
• Don’t pick the flowers in the forest and meadows (лугах!
• Don’t kindle (не разжигайте) a bonfire (костёр) in the forest!
• Don’t destroy the nests of birds and ant-hills (муравейники!
• Don’t leave a litter in the forest!
Save our planet!
Future is in our hands!
Please, be more merciful, be more kind,
There’s no boarder for the light.
There’s no boarder for the wind.
And for the birds that we need.
We have to save our planet
For those who will live after us.
But we use a lot of poisons
And don`t think about our house.
We can save our Earth only together!
Thank you for your attention!