Полина Татькова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ
Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Автор: Татькова Полина Андреевна – воспитатель
Участники мастер-класса : Педагоги МБДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса :
Слайд 2.
Воспитатель пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с особенностями организации деятельности - детское экспериментирование.
Слайд 3. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать»
Слайд 4. Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Сегодня мы с вами познаем тонкости организации исследовательской деятельности.
Слайд 5. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?.
Слайд 6. (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности) За правильный ответ вам я даю прекрасный цветок в конце мастер-класс мы посчитаем, у кого же больше оказалось цветков, тот и будет являться самым умелым экспериментатором.
Слайд 7. Изучив программу Ольги Витальевны Дыбиной «Ребёнок в мире поиска» использую её в организации детского экспериментирования.
Слайд 8. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений :
1. О материалах.
2. О взаимодействии веществ.
3. Об объектах неживой природы.
Слайд 9. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод.
Слайд 10. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.
Слайд 11. -Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная, шкода
Спокойства мишке не даёт,
А он ей всё прощает,
От досады чуть ли не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)
-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть реку поближе.
На пути у Маши появился волшебный мост. Как через него перебраться Мост ведь волшебный (на слайде мнемодорожки опыта) просто так не пройти. Проведём эксперимент Опыт «Рекордный вес»
У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)
Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.
Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт- (тучка с дождём) (звучит звук дождя)
Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.
Для эксперимента понадобится :
1. Стакан (можно взять банку).
2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.
3. Вода.
4. Краска гуашевая (синий или голубой).
5. Пипетка.
Ход:
1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).
2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья или мус (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!
Покажите ребенку на этом примере, что:
прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.
а пена — это облако!
3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт «Надувание мыльных пузырей»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Ход: зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Почему это произошло?
Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.
Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Слайд Удачных экспериментов!
Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! А сейчас мы подведём итог, у кого оказалось больше цветочков, тот и является самым смелым экспериментатором.
Уважаемые коллеги:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?
2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
(слайд 10)
В: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.