Галия Актау
Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов как субъективных, так и объективных.
К вопросу развития познавательной активности обращались многие исследователи и практики.
Публикация «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активностио существляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
По определению А. А. Люблинской, активность – это стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее направленность у детей неодинакова.
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого — приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.
Мы с педагогами задумались о том, как же поддержать интерес у детей к неизведанному? Эту задачу возможно решить на основе создания мини-музеев.
Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Какую же роль играет музей в детском саду?
Н. А. Рыжова раскрывает его актуальность: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
Часто ли наши дети бывают в музее?
Педагоги провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины бывают разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом селе. Ближайший музей есть только в городе. Но если родители и выезжают за пределы села, то им просто не приходит идея посетить музей с ребенком.
Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствуют овладению основными культурными способами деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Н. А. Рыжовой, М. Ю. Коваль, О. В. Дубиной и др.). Именно тогда возникла необходимость внедрение инновационных форм работы такой, как музейная педагогика для обеспечения повышения уровня познавательной активности у детей.
Поэтому мы поставили цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
формировать у дошкольников представление о музее;
обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
обобщать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве;
посредством развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Работу по данной теме в ДОУ начали со второй младшей группы. Всю работу разделили на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.
На подготовительном этапе изучили имеющуюся литературу, определили цели и задачи создания системы мини-музеев, обозначили их перед родителями воспитанников. С родителями были проведены собрания на тему: «Мини-музей, новая форма работы», познакомили их с задачами музейной педагогики, выбрали названия и место для музеев – групповые комнаты.
На этом этапе определили возможные направления с музыкальным руководителем, и социумом: библиотекой, школой, что дало возможность реализовать в музейной педагогике принцип преемственности.
Практический этап более трудоемкий, но самый важный. Это создание мини-музея (оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов и т. д.).
В работе с дошкольниками были использованы следующие формы, методы и приемы:
беседы с детьми;
ООД по тематике музеев;
опытно-исследовательская деятельность;
чтение художественной литературы;
самостоятельное рассматривание экспонатов;
экскурсии (обзорная, «путешествия», игра-экскурсия и т. д.);
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр презентаций;
мастер-классы по изготовлению экспонатов;
выставки;
проекты различной направленности, КВН, викторины, спортивные досуги, развлечения.
На заключительном этапе мы провели торжественное открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, представителей социума. Были разработаны экскурсии (взрослыми для детей, детьми для взрослых, дни открытых дверей).
За время работы над данной темой были разработаны следующие проекты мини-музеев :
во второй младшей группе «Погремушки», задачами являются формирование у детей представление о музее, развития музыкальных способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.
в средней группе проект мини-музея хлеба, его задачами являются формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к хлебу, к народной культуре, воспитание патриотичности и национального самосознания детей; воспитания уважение к труду взрослых; воспитания бережного отношения к хлебу; формирования предпосылки проектно – исследовательской деятельности.
в старшей группе мини-музей «Народная кукла», его задачами являются формирование представления детей о народной игрушке, создание условий для нравственного, интеллектуального, творческого, личностного развития старшего дошкольника посредством ознакомления с народной игрушкой в условиях мини-музея.
в подготовительной группе мини-музей «Чудо-ложки», задачами которого являются формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке; создание условий развития художественно-творческой активности детей средствами музейной педагогики.
В свободном помещении детского сада расположились два мини-музея : «Русская изба» и «Национальные костюмы народов России».
Большая работа проводилась с семьями воспитанников по данной теме:
родительские собрания;
анкетирование;
консультации;
участие родителей в сборе экспонатов;
участие в конкурсе рисунков на темы музеев.
Многие семьи из путешествий привозили экспонаты для музеев. Заинтересовались этой темой не только родители, но и бабушки, дедушки, родственники. Мини – музеи ДОУ позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр. Способствуют развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьёй и социумом.
Благодаря эффективным формам и методам мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и в конце данной работы прослеживается положительная динамика. Дети проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи.
Перспективы проекта - создание еще нескольких музеев: транспорта, деревянных изделий, часов, книги. Организация сюжетно-ролевой игры «Музей». Расширение возможностей проекта, связь с другими детскими садами: посещение наших мини-музеев детьми из соседних детских садов.
Музей играет большую роль для дошкольников, способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.