Папки-передвижки

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Галия Актау
Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов как субъективных, так и объективных.

К вопросу развития познавательной активности обращались многие исследователи и практики.

Публикация «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активностио существляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

По определению А. А. Люблинской, активность – это стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее направленность у детей неодинакова.

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого — приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.

Мы с педагогами задумались о том, как же поддержать интерес у детей к неизведанному? Эту задачу возможно решить на основе создания мини-музеев.

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Какую же роль играет музей в детском саду?

Н. А. Рыжова раскрывает его актуальность: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

Часто ли наши дети бывают в музее?

Педагоги провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины бывают разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом селе. Ближайший музей есть только в городе. Но если родители и выезжают за пределы села, то им просто не приходит идея посетить музей с ребенком.

Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствуют овладению основными культурными способами деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Н. А. Рыжовой, М. Ю. Коваль, О. В. Дубиной и др.). Именно тогда возникла необходимость внедрение инновационных форм работы такой, как музейная педагогика для обеспечения повышения уровня познавательной активности у детей.

Поэтому мы поставили цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

формировать у дошкольников представление о музее;

обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

обобщать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве;

посредством развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Работу по данной теме в ДОУ начали со второй младшей группы. Всю работу разделили на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.

На подготовительном этапе изучили имеющуюся литературу, определили цели и задачи создания системы мини-музеев, обозначили их перед родителями воспитанников. С родителями были проведены собрания на тему: «Мини-музей, новая форма работы», познакомили их с задачами музейной педагогики, выбрали названия и место для музеев – групповые комнаты.

На этом этапе определили возможные направления с музыкальным руководителем, и социумом: библиотекой, школой, что дало возможность реализовать в музейной педагогике принцип преемственности.

Практический этап более трудоемкий, но самый важный. Это создание мини-музея (оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов и т. д.).

В работе с дошкольниками были использованы следующие формы, методы и приемы:

беседы с детьми;

ООД по тематике музеев;

опытно-исследовательская деятельность;

чтение художественной литературы;

самостоятельное рассматривание экспонатов;

экскурсии (обзорная, «путешествия», игра-экскурсия и т. д.);

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр презентаций;

мастер-классы по изготовлению экспонатов;

выставки;

проекты различной направленности, КВН, викторины, спортивные досуги, развлечения.

На заключительном этапе мы провели торжественное открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, представителей социума. Были разработаны экскурсии (взрослыми для детей, детьми для взрослых, дни открытых дверей).

За время работы над данной темой были разработаны следующие проекты мини-музеев :

во второй младшей группе «Погремушки», задачами являются формирование у детей представление о музее, развития музыкальных способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.

в средней группе проект мини-музея хлеба, его задачами являются формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к хлебу, к народной культуре, воспитание патриотичности и национального самосознания детей; воспитания уважение к труду взрослых; воспитания бережного отношения к хлебу; формирования предпосылки проектно – исследовательской деятельности.

в старшей группе мини-музей «Народная кукла», его задачами являются формирование представления детей о народной игрушке, создание условий для нравственного, интеллектуального, творческого, личностного развития старшего дошкольника посредством ознакомления с народной игрушкой в условиях мини-музея.

в подготовительной группе мини-музей «Чудо-ложки», задачами которого являются формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке; создание условий развития художественно-творческой активности детей средствами музейной педагогики.

В свободном помещении детского сада расположились два мини-музея : «Русская изба» и «Национальные костюмы народов России».

Большая работа проводилась с семьями воспитанников по данной теме:

родительские собрания;

анкетирование;

консультации;

участие родителей в сборе экспонатов;

участие в конкурсе рисунков на темы музеев.

Многие семьи из путешествий привозили экспонаты для музеев. Заинтересовались этой темой не только родители, но и бабушки, дедушки, родственники. Мини – музеи ДОУ позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр. Способствуют развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьёй и социумом.

Благодаря эффективным формам и методам мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и в конце данной работы прослеживается положительная динамика. Дети проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи.

Перспективы проекта - создание еще нескольких музеев: транспорта, деревянных изделий, часов, книги. Организация сюжетно-ролевой игры «Музей». Расширение возможностей проекта, связь с другими детскими садами: посещение наших мини-музеев детьми из соседних детских садов.

Музей играет большую роль для дошкольников, способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» Коллекционирование.

Конструктивная деятельность как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста Детское конструирование. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь.

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Игры для 2-3 лет: • Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку: - найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета;.

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Автор: Парахина Марина Александровна «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Проблема.

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей» 1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Программа самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет» МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Программа самообразования на 2018-2019г. воспитателя Иткиной Ирины Владимировны Тема: «Проектная.

Лэпбук — средство познавательной активности детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Актуальность проблемы повышения качества дошкольного.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Детский сад №12» «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Идея опыта: приобщение детей к познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2019 в 16:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галия Актау (УИ 89241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД