Марина Некрасова
Коррекция нарушения речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образования
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОГО
Основным новообразованием дошкольного детства является овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка, поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, способствуя полноценному развитию ребенка, так как неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. По данным мировой статистики, растет число речевых расстройств, так за последнее десятилетие доля детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» достигла 70 %, в результате чего проблема профилактики и коррекции речевых нарушений носит актуальный характер.
Публикация «Коррекция нарушения речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Дети с различными речевыми нарушениями отстают в физическом развитии от своих сверстников. Разнообразные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы, поэтому исправление двигательных нарушений и, как следствие, развитие двигательного анализатора способствует устранению нарушений развития речи.
Однако существует ряд противоречий, препятствующих своевременной коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями, несмотря на то, что патологию речевого развития можно нивелировать в раннем возрасте:
• отсутствие достаточного количества коррекционных дошкольных образовательных учреждений, чья деятельность направлена на решение проблем детей с речевыми нарушениями, доля которых стремительно возросла в последнее время;
• современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 4,5—5 лет с общим недоразвитием речи средствами логопедии, не учитывающими взаимосвязь нарушений двигательной сферы и речевой недостаточности;
• при организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа не учитываются особенности психофизического развития детей с нарушениями речи.
Необходимость разрешения названных противоречий определила цель нашего исследования: разработку и экспериментальное апробирование методики проведения с детьми 5—6 лет, имеющими речевые нарушения, физкультурных занятий, благотворно влияющих на их речевое развитие.
Анализ литературы и психофизиологических особенностей дошкольников 5—6 лет с нарушениями речи показал, что основу коррекционной работы с данной категорией детей в процессе физического воспитания должны составить упражнения на постановку диафрагмально-речевого дыхания, расслабление, развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации движений, пространственных представлений и ритмических способностей, а также совершенствование эмоционально-волевой сферы.
В основу разработанных нами комплексов упражнений для детей, имеющих нарушения речи, легли особенности их психофизического развития, разработанные и апробированные методики по логоритмике, адаптивной физической культуре, терапии Су-Джок. Предложенная нами методика включает в себя следующие компоненты:
1. Общая физическая подготовка — развитие двигательных качеств и навыков, развитие мелкой моторики средствами физической культуры. У детей с отклонением или нарушением речи наблюдается отставание в физическом развитии.
2. Дыхательная гимнастика — развитие дыхательной системы при помощи дыхательных упражнений, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, укрепления мышц грудной клетки и диафрагмы, для нормализации работы речевого аппарата.
3. Элементы Су-Джок — стимуляция речевых и двигательных рецепторов (центров) на стопе и ладони путем массирования, воздействия рельефом поверхностей.
4. Артикуляционная гимнастика — развитие отдельных частей речевого аппарата при помощи артикуляционно-гимнастических упражнений, для улучшения работы всего артикуляционного аппарата.
5. Самомассаж — релаксационное массирование кожных покровов речевого аппарата, дыхательных путей, для ускорения восстановления после занятий и снятия напряжения на работающих органах.