Лилия Дамберг
Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл.
Дамберг Лилия Сергеевна
Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат.
«Коррекция и развитие психомоторных процессов у учащихся
с нарушением интеллекта через коррекционные занятия»
Категория участников образовательного процесса – младшие школьники, учащиеся 1, 2, 3, 4 классов.
Публикация «Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Цель: Спроектировать деятельность по коррекции и развитию психомоторных процессов у учащихся с нарушениями интеллекта через коррекционные занятия.
Задача: Разработать систему работы, направленную на развитие и коррекцию психомоторных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность данного проекта заключается в том, что развитие психомоторики, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, создает необходимые предпосылки для формирования высших психических функций, которые имеют первостепенное значение для наиболее полного познания ребенком предметов, объектов и явлений окружающего мира, а с другой – является базовым для успешного овладения многими видами деятельности, возможности дальнейшего обучения.
Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорригированы и предупреждены.
Психомоторное развитие ребенка с нарушением интеллекта является основой полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, а это ведет к повышению самооценки, снижению уровня тревожности ребенка, что благоприятно влияет на развитие и становление эмоционально – волевой сферы ребенка.
Для диагностики психомоторных функций использовала «Диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича». В ходе работы получила следующие результаты:
Средний уровень развития психомоторных процессов у младших школьников
с нарушением интеллекта до и после коррекционной работы
Класс/
Количество обследованных До коррекции После коррекции
Крупная моторика Мелкая моторика Графомоторные навыки Крупная моторика Мелкая моторика Графомоторные навыки
1 класс
(5 человек) 1 1 0 1 1 1
2 класс
(7 человек) 2 2 2 3 3 3
3 класс
(6 человек) 1 1 1 2 2 2
4 класс
(9 человек) 8 8 5 9 9 7
Всего 27 учащихся 12 человек
44% 12 человек
44% 8
человек
30% 15 человек
56% 15 человек
56% 13
человек
48%
Я предлагаю систему работы по психомоторной коррекции детей с нарушением интеллекта, в которой представлены занятия направленные на психомоторное развитие.
Занятия содержат комплексы упражнений, на воздействие отдельных систем психомоторного развития ребенка. Упражнения, имеют свойства усложняться по мере овладения ими, и подобраны с учетом возрастных и моторных особенностей детей.
Комплекс занятий состоит из шести упражнений, специально подобранных для обеспечения максимально оптимального результата в ходе психолого-педагогического взаимодействия с детьми. Он разделен на три блока, обеспечивающих выполнение поставленных задач.
Первый блок (вводная часть)
1. Дыхательное упражнение («Глубокое дыхание», «Воздушный шар», «Комарик» и другие).
Помогает школьникам настроиться на предстоящую деятельность, снизить чувство тревоги, включить произвольное внимание. Выработка правильного дыхания способствует общему оздоровлению за счет оптимизации кровообращения и газообмена. Навыки произвольного контроля собственного дыханием помогают ребенку осуществлять самоконтроль над поведением.
Второй блок (основная часть)
В основную часть комплекса входят упражнения, способствующие развитию всех систем психомоторики ребенка. Упражнения постепенно переходят, начиная с верхней части туловища (глаза, рот – нос, плечевой пояс, верхние и нижние конечности).
2. Глазодвигательное упражнение («Движение по 4-м направлениям и диагоналям», «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Восьмерка» и другие).
Оно позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизировать процесс обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. В учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т. д., что существенно снижает качество обучения.
3. Упражнение, направленное на развитие межполушарного взаимодействие («Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Голова-живот» и другие).
Помогает осуществить полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями, сформировать функциональную связь обоих полушарий. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием для успешности любой деятельности. А их отсутствие приводит к различным нарушениям развития, трудностям в учебе, поведении, адаптации.
4. Телесное упражнение («Сорви яблоко», «Листопад», «Тучка и солнышко» и другие).
При выполнении такого упражнения происходит «чувствование» своего тела, обогащение и дифференциация сенсорной информации, формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков («Графический диктант», «Расставь точки», «Шнуровка», «Трафареты», «Найди в мешочке», «Вырежи меня», элементы Монтессори и другие).
Третий блок (заключительная часть)
6. Релаксация, подведение итогов («Снеговик», «Цветок», «Колосок на ветру», «Тянемся к солнышку» и другие). Проводятся в конце психологического взаимодействия с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Оптимальная длительность проведения отдельного занятия 15-20 минут. Рекомендую отрабатывать упражнения индивидуально с детьми, которые не справляются с предлагаемыми требованиями.
Сроки – 1 год
Результаты реализации:
расширить двигательный опыт учащихся,
развитие умения согласовывать движения различных частей тела,
развитие целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции,
развитие мелкой моторики,
развитие графомоторных навыков.
Можно сделать вывод, что данная система работы эффективна, но динамика развития уровня психомоторных процессов слабоположительная. Эффективность проведенных коррекционных занятий прослеживается, но необходимо продолжить коррекционную работу с детьми. Слабая динамика развития психомоторных процессов зависит от индивидуальных особенностей развития учащихся, от степени умственной отсталости, так как в последние годы увеличилось количество обучающихся с более глубокими поражениями психических функций. У умственно отсталых детей страдает возможность вырабатывать и закреплять двигательные функции, делать их автоматизированными. На это требуется долгое время и большое количество повторений.
Для этого необходимо, искать новые методы и приемы по развитию и коррекции психомоторных функций обучающихся.
Рекомендации по применению: Для успешного проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими легкую умственную отсталость пользуюсь следующими методическими советами:
1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.
2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.
3. Упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно). Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.
4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.