Лилия Кудрявцева
Конспект логопедического занятия для средней группы детей с ОНР. Развитие психомоторики через занимательные пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
Тема: «Сказка, рассказанная утром…»
Автор: Кудрявцева Л. А.
учитель-логопед
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 196 ОАО «РЖД»
г. Красноярск, 2016
Данная организованная игра ориентирована на средний дошкольный возраст детей с ОНР.
Цель: Развитие психомоторных функций детей дошкольного возраста через
занимательные пальчиковые игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия для средней группы детей с ОНР, Развитие психомоторики через занимательные пальчиковые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
1. Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные.
2. Обучать детей приёмам самомассажа лицевых и артикуляционных мышц, пальцев и кистей рук.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, используя нетрадиционные методы массажа.
3. Развивать диалогическую речь.
4. Совершенствовать двигательную активность, развивая высшие психические функции.
5. Стимулировать творческую активность детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности, усидчивости, активности, аккуратности, опрятности.
Оборудование: тренажёры су-джок, шестигранные карандаши, зубные щётки, бельевые прищепки, игрушка Котёнок, шитая игрушка Язычок, выкрашенные в разные цвета макароны.
1. Организационный момент.
Дети в кругу в игровой зоне группы :
Проговаривают речёвку, формирующую позитивный настрой:
1, 2, 3, 4, 5,
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Чётко, ясно говорить,
Не вертеться, не шалить.
Предлагаю детям присесть на стульчики.
Основная часть.
2. Самомассаж лицевых и артикуляционных мышц:
(движения по тексту)
- Ручки растираем и разогреваем
И теплом своим лицо мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, что бы надувались.
Губки разминаем, что бы улыбались.
Мы язык за губу заворачиваем,
Кулачком по губе поколачиваем,
За другую губу заворачиваем
И другим кулачком поколачиваем.
Тянем подбородок и к ушам щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
- В группе появляется Язычок и котёнок.
В одной руке логопеда игрушка котёнок, а на другую надет шитый красный язычок. В этой артикуляционной игре использованы элементы биоэнергопластики.
Ребята, это Язычок и его друг котёнок Тимофей. Они друзья и живут вместе в домике.
А хотите узнать, как познакомился Язычок с котёнком?
3. Артикуляционная сказка: «Новый друг Язычка».
1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко.
Язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
2. Разминаясь, язычок потянулся вверх к солнышку,
Кончик языка тянется к носу,
Затем вниз к лужам.
Острый язычок тянется к подбородку.
3. Свежий ветерок взбодрил Язычок
Дуем на широкий язык, не надувая щёк.
4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье
Громко мяукаем
Наклонился посмотреть
Опустить язык вниз
Увидел котёнка и ласково его погладил.
Имитируем кистью руки поглаживание.
5. Котёнок испугался и выгнул спинку.
Язычок сделал точно так же.
Кончик языка упирается в нижние зубы.
6. «Киску надо накормить!» -
подумал язычок и принес чашку с молоком.
Рот открыт, широкий язык в форме чашечки
поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
7. Котёнок стал жадно лакать молоко,
Совершать соответствующие движения,
облизывая верхнюю губу движением сверху вниз.
Рот открыт,
Умываться
Круговые движения язычком по губам.
8. И замурлыкал от удовольствия.
Тихо мурлыкаем.
9. Потом они вместе катались на качелях
Совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе.
И играли в футбол.
Язык толкается в щёки.
- Как вы думаете, почему Язычок подружился с котёнком и стал с ним жить?
Тимофей такой проказник, но и как все маленькие дети очень любит играть. и кататься на разных машинах. А сейчас котик предлагает нам прокатиться на поезде.
4. Динамическая игра «Скоро поезд отойдёт»
Идём по кругу в игровой зоне группы :
Ребёнок – ведущий. Ведущий двигается по кругу топающим шагом, изображая паровоз. Около какого ребёнка остановится, тот садится на «поезд».
- Тут и там, тут и там
На перроне шум и гам.
Вот гудок в путь зовёт,
Скоро поезд отойдёт.
Ту-туууу! Поехали!
Первая остановка Дождинкино: отхлопать ритм: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап» Далее остановки Дорожкино: «Топ-топ-топ», Болотное: «Чап-чап-чап», «Громово» : «Бах-бах-бах».
Вот мы и приехали, но куда привёз нас Тимофей? Да это страна умелых пальчиков. Здесь у Тимофея так много игрушек: прищепки, зубные щётки, цветные карандаши, и его любимые игрушки – колючие шарики. Котик предлагает нам поиграть с ними.
5. Пальчиковый тренинг.
«Котёнок»
-На каждый ударный слог «кусаем» подушечки пальцев бельевой прищепкой средней степени зажима :
- Глупый котёнок кусает за палец,
Он думает это не палец, а мышь,
Но я же играю с тобою, малыш.
6. Приёмы самомассажа пальцев рук и ладоней :
а) Самомассаж зубными щётками.
Растирать зубной щёткой с начала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию, сопровождая массаж весё лыми рифмовками:
- Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики - удальчики.
б) Массаж шестигранным карандашом.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним
и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в
правой и левой руке:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.
в) Массаж массажными шариками су-джок:
-Я мячом круги мотаю,
Взад-вперед его катаю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
7. Динамическая игра с использованием су-джока:
Ноги на ширине плеч, руки опущены, в правой руке су-джок, руки вдоль туловища:
1 – руки развести в стороны
2 – поднять вверх
3 – переложить в другую руку
4 – руку опустить
Мы закончили играть!
Очень весело играли
Пальцы мы не потеряли,
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики свои встряхнём и немного отдохнём.
Котику Тимофею очень понравилась наша весёлая игра. А теперь наша очередь рассказать котику и всем гостям сказку.
8. Пальчиковая сказка «Про человечка и его друзей»
Выполняется сидя за круглым столом, по образцу, данному логопедом.
Дети играют роли домашних животных, выполняют движения пальцами и кистями рук, а так же ведут диалог с автором (логопедом).
Жил был человечек. Построил он себе дом. Дом получился очень красивый, с высокой трубой. Вокруг дома человечек построил забор с воротами. Рядом с домом человечек посадил цветы. Цветы утром раскрывались, вечером закрывались. Вокруг цветов летали пчёлы, они собирали с цветов вкусный нектар.
Грустно стало человечку жить одному, и пошёл он искать друзей. Шёл человечек, шёл и подошёл к речке. В речке плавала рыбка. «Рыбка, будешь со мной дружить?», - спросил человечек у рыбки. Но рыбка ничего не ответила человечку, а плеснула хвостиком и уплыла. Пошёл человечек дальше и встретил птичку. «Птичка, будешь со мной дружить?»,- спросил человечек. Но птичка ничего не ответила человечку, а взмахнула крыльями и улетела. Пошёл человечек дальше и увидел лошадку. «Иго-го,- сказала лошадка - возьми меня с собой, человечек, я буду помогать тебе, возить тяжёлые грузы». И пошли они вдвоё м: человечек и лошадка. Шли, шли и встретили собаку. Собака сказала: «Человечек, возьми меня с собой, я буду охранять твой дом». Человечек взял собаку с собой и пошли они втроё м: человечек, лошадь и собака. Шли и увидели рогатую козочку. «Ме-е», - сказала козочка – возьми меня с собой, человечек, я буду поить тебя вкусным молоком». И пошли они вчетвером: человечек, лошадка, собака и коза. Пошли и увидели кошку. «Мяу,-сказала кошка –возьми меня человечек с собой, я буду прогонять из твоего дома мышей». И пошли они впятером: человечек, лошадка, собака, коза и кошка. Подошли они к речке, построили мостик, перешли на другую сторону и увидел человечек свой дом. Построил человечек для своих друзей сарай и стали они вместе жить, друг другу помогать.
9. В заключительной части организованной игры детям предлагается сложить домик человечка, используя раскрашенные в разные цвета макароны.
10. Рефлексия.
- Все мы весело играли
И немножечко устали
Посмотрели на часы
Отдыхать пора идти.
Список литературы:
Научно-методический журнал «Логопед», №5 2011г
«Артикуляционные сказки-помощники»
Научно-методический журнал «Логопед», №8 2008г
Семейный клуб «Школа дошколят» : пальчиковый тренинг
Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб. : КАРО,
2009.-128с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры 4-7 лет / Пособие для детей и родителей. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2006.- 208с.