Тамара Кайдалова
Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта (Консультация для родителей).
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – один из тех видов деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Публикация «Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта (Консультация для родителей),» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Трудно переоценивать значение игры в воспитательной работе с имбецилами-малышами. Игра- основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир, в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти. Внимания, сообразительности. Формированию ребенка, как члена общества, как члена коллектива.
Ребенок имбецил младшего дошкольного возраста играет очень примитивно, его игра состоит из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушкойу него отсутствуют.
В проведении игр с умственно отсталыми детьми воспитатель должен быть их активным участником. Воспитатель, играя с детьми, направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей. Для воспитателя игра не отдых, а такой же интенсивный планируемый труд, как и любое другое занятие.
При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр оживленных спокойными и наоборот. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха. В связи с тем, что для детей имбецилов дошкольного возраста нет специально подобранных подвижных игр, воспитателю рекомендуются использовать имеющиеся игры для глубоко умственно отсталых детей. Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению.
Детей дошкольной группы в подвижной игре привлекает сам процесс действия, игры надо с ними проводить простые, построенные на одном действии. Часто эти действия надо подсказать детям и показать его. Так, например, воспитатель рассыпает мячи или шары и говорит : «Вот какие красивые шары покатились, догоняйте их». Или воспитатель просто предлагает детям: «Догоняйте меня!», - и тут же убегает.
С сюжетной игрушкой глубоко умственно отсталых детей нужно начинать знакомить в группе, подготовительной к школьному обучению. Младшие дети имбецилы, как правило, сюжетную игрушку используют лишь как предмет, который можно подержать в руках, или которыми можно постучать. Поэтому, обучая ребенка игре с сюжетной игрушкой, надо начинать с таких игрушек, которые могут заинтересовать его. Это главным образом, двигающиеся игрушки, легко приводимые в движение – клюющие птички, юла, бабочка, машущая крыльями и т. п.
Постепенно детей приучают играть парами и группами, подбирая соответствующие простые игры, например: один водит машину, а другой насыпает в нее песок. Ребенка учат, что бы его «птичка» прыгала, как настоящий воробушек, чтобы «машина» катилась, как настоящая автомашина, а не тянулась бы кверху колесами. Играя игрушками, дети должны привыкнуть приводить игрушки в порядок после игры.
Дидактическая игра широко используется воспитателем в работе с глубоко умственно отсталыми детьми, главным образом, как игра обучающая. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представления, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.
К дидактическим игрушкам относятся геометрические вкладки, пирамидки, вкладные матрешки, шары, кольца, складные кубики, разрезанные и парные картинки и др.
Применение дидактических игрушек требует от воспитателя тщательного обдумывания возможностей детей и способов использования каждой игрушки. Обучая игре, воспитатель играет с каждым ребенком в отдельности, а затем и со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно.
Все дидактические игры, с которыми воспитатель знакомит детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, способствуют развитию речи детей, не говоря уже о том, что обращение с игрушками развивает мелкие мышцы рук и особенно кистей рук и пальцев. Так, например, для развития памяти можно провести игру «Что изменилось?». Дети сидят на стульчиках. На столе перед воспитателем разложены игрушки. Сначала берется немного игрушек – 2-3, а затем и больше – до 5-6 игрушек.
Дети рассматривают игрушки, называют их. Воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет название игрушек в порядке их расположения. Затем один из детей вызывается к столу. Ему предлагают отвернуться от стола и одна из игрушек убирается. Вызванный снова поворачивается лицом к столу и его спрашивают, какой игрушки нет на столе.
Интересная игра с матрешками. Яркая раскраска матрешек, появление из одной матрешки многих матрешек привлекает к себе внимание детей. Последовательная разборка, а затем сборка развивает сообразительность детей. Вместе с тем это и первые представления о понятиях много и один.
Чудесным средством, в умелых руках, являются природные материалы. Игры с природным практически знакомят детей со свойством материалов, с которыми дети играют: сыпучесть сухого песка и свойства сырого песка, вода теплая и холодная, по воде уточка плавает, а по песку плыть не может. Говорить о свойствах материалов малышам не надо, это осуществляется через практическое знакомство с материалами и их свойствами.
Вывод: Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности.