Динара Денисова
Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Механизмы социализации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют свои особенности и определяются спецификой развития личности посредством и в ходе интеракции со средой, что конструирование норм и стандартов поведения - результат процессов интеракции и в то же время оно приводит к постоянным изменениям как в чертах индивида, так и в свойствах среды.
Публикация «Особенности системы социальных отношений у подростков с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, отношениях со взрослыми отражаются в возрастающей потребности оценивания себя в системе «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность для общества». Подростковый возраст, который наиболее сензитивен к усвоению социально значимых ценностей, выступает как особое состояние социальной зрелости, в котором реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, проявляющиеся в определенной форме движения Я в сфере общества, что обеспечивает трансформацию самоопределения в понимании того «что есть я?» в самоопределение в осознании себя в обществе, социально ориентированных ценностях и просоциальных мотивах.
Проведенное исследование ценностных ориентации подростков с интеллектуальным недоразвитием позволило выявить качественные особенности направленности личности изучаемой категории детей, которые заключаются в деформации ценностного компонента личности, незрелости социальных отношений и ориентации подростков, что проявляется в реформированной ориентации на деятельностно опосредованные социальные отношения, на профессиональное, деловое общение.
Выявленные особенности динамики развития ценностных ори-ентации у подростков с интеллектуальной недостаточностью свиде-тельствуют о необходимости организации специального направления воспитательной работы, обеспечивающей все необходимые для этой группы детей условия их личностного развития.
Основными задачами коррекционной работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать:
1) Предоставление возможности осознать значимость приобретения подростком социально-психологических навыков;
2) Расширение ролевого репертуара в социальном взаимодействии;
3) Актуализация процесса социального самоопределения.
Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность, индивидуально-консультативная работа с подростками, родителями, педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации.
На наш взгляд, представленные результаты по изучению системы социальных отношений подростков с нарушением интеллекта в аспекте формирования системы ценностных ориентаций и установок имеют как теоретически обоснованное значение (постановка проблемы социального развития подростков с нарушением интеллекта и его влияние на формирование их личности, обоснование необходимости комплексного изучения системы социальных отношений данной категории детей, так и практическую направленность - предлагаемые рекомендации и направления воспитательной работы по формированию навыков социального взаимодействия, а также система методов коррекции социальных отношений подростков с недоразвитием интеллекта.
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки с нарушением интеллекта.
Таким образом, в современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта (соответственно, с особыми образовательными потребностями, в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства приобретают особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста.