Югаберь Сергеева
Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущие отечественные учёные-дефектологи Т. А. Власова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Н. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, Л. Н. Крылова, Л. М. Шипицына в своих исследованиях уделяли внимание проблеме взаимодействия логопеда и воспитателя в процессе коррекционно- логопедической работы.
Публикация «Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы» размещена в разделах
Авторы Гаркуша Н. Ф., Филичева Т. Б. отмечают, что проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения выполнения общих программных требований и специальных занятий по исправлению нарушений речи. В коррекционных программах предусмотрено осуществление логопедом индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Воспитатель планирует свою работу, учитывая речевые способности детей и их прогресс в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. [1, 4]
Ученые Глухов В. П., Крылова Л. Н., Шипицына Л. М. в своих исследованиях говорят о возникновении необходимости обеспечить взаимодействие, преемственность и координацию деятельности в процессе коррекционно-логопедической работы воспитателя и логопеда. В своей деятельности воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности формирования речи детей дошкольного возраста, основные направления коррекционной программы, а также учитывать речевые возможности каждого ребенка. Вместе с логопедом воспитатель составляет 66 план занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, подготовке руки к письму и подготовке к грамоте. Преемственность в работе логопеда и воспитателя включает не только совместное планирование, но и обсуждение успехов детей, как в речи, так и в других направлениях развития, обмен информацией. Все это фиксируется в специальной тетради. [2, 3, 6]
В ряде своих исследований Филичева Т. Б. говорит о том, что воспитатель логопедической группы выполняет, кроме общеобразовательных, еще и коррекционные задачи, которые включают устранение недостатков в интеллектуальной, сенсорной, аффективно-волевой сферах, определяющихся особенностями речевого дефекта. Филичева Т. Б. выделяет необходимость заострения внимания воспитателя не только на расширении знаний об окружающем, на коррекцию имеющихся особенностей в развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и улучшении деятельности сохранных анализаторов. Это является основой для продуктивного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге оказывает влияние на благоприятное усвоение речи. [4]
Филичева Т. Б подчеркивает, что подготовка к дальнейшему обучению в школе, компенсация речевых недостатков ребенка, его социальная адаптация диктуют необходимость воспитателю уделять особое внимание развитию восприятия (тактильного, зрительного, слухового, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического и наглядно-образного мышления. [4]
Крылова Л. Н. считает, что правильная, педагогически оправданная координация деятельности воспитателя и логопеда, объединяющая их работу для более успешной коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной среды в логопедической группе. Психологические условия в детском коллективе укрепляют уверенность детей в собственных возможностях, позволяют формировать интерес к занятиям, уменьшить отрицательные чувства, связанные с речевыми недостатками. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должен иметь знания об индивидуальных психофизических различиях у детей дошкольного возраста, а также знания в области возрастной психологии. Им необходимо понимать различные негативные проявления поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные социально приемлемые, доброжелательные отношения. Работа воспитателя по развитию речи часто предшествует логопедическим занятиям, подготавливает детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других обстоятельствах воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении успехов, достигнутых детьми на логопедических занятиях. [3]
Фомичева М. Ф., Яшина В. А. обращают особое внимание на речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Отмечается, что речь должна быть образцом для детей с речевыми нарушениями: быть предельно внятной, четкой, образно-выразительной, грамматически правильной и хорошо интонированной. Воспитателю в своей речи необходимо избегать сложных оборотов, инвертированных конструкций, вводных слов, усложняющих понимание речи детей. Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна. [5, 7].
Таким образом, координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы включает личностный подход, индивидуально-дифференцированный, позволяющий удовлетворять интересы и потребности каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, эффективно и направленно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Гаркуша Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : Просвещение, 2013.
2. Глухов В. П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М. : Владос, 2011.
3. Крылова Л. Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 1. 2008.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис-Пресс, 2012.
5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. – М. : «Просвещение», 2010.
6. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2007.
7. Яшина В. А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2009.