Валентина Писняк
Консультация «Влияние музыки на речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на речевое развитие детей.
Для развития речи дошкольников большое значение имеет музыкальное воспитание. Благодаря самому эмоциональному виду искусства, как музыка, у ребенка уже на самых ранних этапах его жизни начинает проявляться самостоятельность и инициативность в речевом общении. К тому же музыка является самым приятным способом обучения.
Публикация «Консультация „Влияние музыки на речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речь и музыка имеют много общего. Музыка, как и речь, начинается со звука. Наиболее продуктивно речь ребенка развивается в таком виде музыкальной деятельности, как пение. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а также улучшается дикция. Пение издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить. Старательно пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.
Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь. Всем известный факт: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму.
Большое место и в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу определенного образа.
В театральной деятельности ребенок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребенка здесь играет огромную роль. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста.
Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Таким образом благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.