Марина Гуторина
Консультация учителя-логопеда родителям «Проводим мимическую, дыхательную, артикуляционную гимнастику»
▼ Скачать + Заказать документы
Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения.
Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила. Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим, чтобы ребенок видел в нем движения – как свои, так и взрослого). Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц. Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.
Публикация «Консультация учителя-логопеда родителям „Проводим мимическую, дыхательную, артикуляционную гимнастику“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Предлагаю Вашему вниманию комплекс по имитации мимических движений.
1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
2. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
3. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
4. Упражнение «Мы умеем удивляться» : высоко поднять брови. Опустить, расслабить.
5. Упражнение «Мы умеем сердиться» : нахмурить брови (следить за тем, чтобы губы не участвовали в движении). Расслабить.
6. Упражнение «Мы испугались» : широко раскрыть глаза. Вернуться в изначальное положение.
7. Упражнение «Улыбка справа». Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
8. Упражнение «Улыбка слева». Улыбнуться другим углом рта.
9. Упражнение «Чередование». Повторить движения поочерё дно: Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо – улыбка справа.
10. Упражнение «Мы подмигиваем» : закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – подмигивать.
11. Упражнение «Маленькая пила» : положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить за тем, чтобы при этом не поворачивалась голова.
12. Упражнение «Большая пила» : двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.
13. Упражнение «Мы нюхаем» : раздувать ноздри.
14. Упражнение «Жмурки» : сузить глаза, прищуриться.
15. Упражнение «Презрение» : поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).
16. Упражнение «Отвращение» : оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики :
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики :
1. Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении этого упражнения щеки не надуваем.
2. Футбол
Соорудите из подручного материала ворота, возьмите легкий шарик или скатайте его из куска ваты, и поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
3. Веселые пузырьки
Возьмите два прозрачных пластмассовых стаканчика. В один налейте больше воды, а в другой меньше. Предложите ребенку поиграть, используя трубочки для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Дуть нужно так, чтобы не пролить воду.
4. Дудочка
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Правила проведения артикуляционной гимнастики :
- проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы выработать у ребенка навыки закрепления, но не более 3-4 упражнений за один раз;
- каждое упражнение выполнять по 4-5 раз;
- статистические упражнения выполнять по 5-10 секунд;
-артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении;
-ребенок и взрослый во время артикуляционной гимнастики находятся перед настенным зеркалом.
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепит мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Организация проведения артикуляционной гимнастики :
Расскажите ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнений. Предложите повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполнения ребенком движений.
Традиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата :
1. «Улыбочка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.
2. «Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед.
3. «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
4. «Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ.
5. «Мостик». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
6. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.
7.«Часики». Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе.
8.«Вкусное варенье». Широким кончиком языка проводить по верхней губе вправо-влево. Рот при этом не закрывать.
9. «Чистим зубки». Широким кончиком языка проводим по верхним зубам вправо-влево. Рот при этом не закрывать.
10. «Качели». Широким кончиком языка дотрагиваемся сначала верхней, а затем нижней губы; можно язычок убрать в рот и касаться верхних и нижних зубов поочередно.
11. «Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам.
12. «Лошадка». Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро).
13. «Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе.
14. «Барабанщик». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д».