Татьяна Потёмкина
Консультация учителя-дефектолога для родителей «Речевые нарушения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются те или иные нарушения речи. И, к сожалению, нет тенденции к снижению численности детей с речевыми патологиями, а даже наоборот, число таких детей растёт с каждым годом.
Нарушения речи – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Публикация «Консультация учителя-дефектолога для родителей „Речевые нарушения у дошкольников“» размещена в разделах
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- речь не соответствует возрасту ребёнка;
-не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
- связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
- часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
- требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от характера.
Каковы же причины возникновения нарушений речи у детей?
Среди таких причин специалисты различают внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также условия окружающей среды.
К внутренним (эндогенным) факторам относятся:
1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
3. Аллергии матери.
4. Перенесенные переливания крови.
5. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).
8. Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно-эмбрионопатического генеза (происхождения, сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя ( даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан эмбриональный алкогольный синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.
9. Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности, осложненных родов (кесарева сечения, 2 и более выкидышей (абортов).
10. Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).
11. Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично-крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности.
12. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
13. Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера, нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).
Внешние (экзогенные) факторы:
1. Различные психические травмы (сильный испуг, длительная психотравмирующая ситуация в семье, расставание с близкими людьми и т. п.).
2. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
4. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
Также причинами речевых нарушений ребёнка могут быть :
- соматическая ослабленность;
- замедленное психофизическое развитие ребёнка;
- отягощенная наследственность;
- неправильное строение органов речевого аппарата;
- невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
- подражание неправильной речи окружающих;
- двуязычие в семье и др.
Для предупреждения недостатков и успешного развития детской речи необходимо:
1. Следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм;
2. Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки, не допускать хронического насморка; следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т. д.
3. Создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье;
А также важно правильно построить речевое общение с ребёнком :
- речь взрослого должна быть образцом для подражания, с четкой артикуляцией и точной интонацией; особое внимание нужно уделять ясному проговариванию окончаний изменяемых слов, например: «Это ведро, а это ведра, здесь много ведер и т. д.»;
- во время общения с ребенком нужно, чтобы он мог видеть как движения Ваших губ, так и предмет, о котором Вы рассказываете;
- не перегружайте ребенка большим количеством нового материала;
- для общения не используйте жесты, взгляды, а больше проговаривайте вслух;
- стремитесь создавать такие ситуации, при которых дети будут вынуждены обратиться к Вам с просьбой, вопросом или повторить Ваши слова;
- старайтесь предъявлять одни и те же требования к речи детей, занимайтесь дома понемногу, но каждый день, выбирая время, когда ребенок в хорошем настроении, не утомлен;
- не следует наказывать детей за ошибки, погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять; если ребенок ошибся, не следует повторять его неверный ответ, лучше несколько раз повторить правильную форму;
- будьте доброжелательны и терпеливы.