Валентина Суханова
Консультация «Кабинет учителя-дефектолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Публикация «Консультация „Кабинет учителя-дефектолога“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.
• Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
В кабинете созданы две рабочие зоны по отношению к детям:
• Учебная - обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек, классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа.
• Двигательная - обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т. д.
Игровая зона оборудована в группе (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).
Функции кабинета учителя-дефектолога
Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете :
- сенсорная среда;
- моторно-двигательная среда;
- учебно-познавательная среда
Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.
Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.
Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога
сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.
Документация учителя-дефектолога
- Списочный состав (наполняемость группы)
- Перспективный план работы с группой (на месяц)
- План индивидуальной работы с детьми (на полугодие)
- Должностная инструкция
- Результативность работы учителя-дефектолога
- Карты психолого-педагогического обследования ребёнка (индивидуальные)
- Инструкции по работе с компьютером
- Расписание занятий, утверждённое руководителем учреждения образования
- Паспорт кабинета
- План кружковой работы на год
Наглядно-дидактический материал:
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:
-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.
-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).
-Пирамидки разного размера и разной конструкции.
-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.
-Неваляшки разного размера.
-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.
-Аудиокассеты с записями различных звуков.
-Набор муляжей фруктов и овощей.
-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
-Лото-вкладки.
-Коробки-вкладыши разных размеров.
-Машины и куклы разных размеров.
-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.
-Доски Сегена.
-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).
-Наборы сыпучих материалов.
-Материалы М. Монтессори.
-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
-Разрезные и парные картинки.
-Кубики.
-Логические блоки Дьенеша.
-Цветные счётные палочки Кюизенера.
-Шумовые коробочки.
-Гвозди-перевёртыши.
-Тактильные коврики.
-Коробочки с запахами.
-«Чудесный мешочек».
-объёмные формы;
-плоскостные фигуры;
- дидактическая игра «Бусы»;
- дидактическая игра «Заплатка»;
- дидактическая игра «Сравни и подбери»;
- дидактическая игра «Форма и цвет»;
- дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Что лишнее»;
- дидактическая игра «Навстречу радуге»;
- дидактическая игра «Цветные коврики»;
- дидактическая игра «Фигуры и счет»;
- объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);
- трафареты, шаблоны;
- штриховки;
- пробки;
- материал для лепки, аппликации, рисования;
- предметы для развития конструктивного праксиса;
- наборы из геометрических фигур;
- «озорные прищепки»;
-Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).