Анна Куракина
Консультация «Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей группы комбинированной направленности является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.
Публикация «Консультация „Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО и ООП развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
Требования к помещению
Обычно под кабинет логопеда выделяют помещение на первом этаже. Оно должно подходить для проведения занятий с детьми в групповой и индивидуальной формах. Помещение должно быть комфортным для специалиста и детей, независимо от численности группы и характера занятий.
К кабинету предъявляются такие требования :
• Ремонт и отделка. Для пола, стен и мебели выбирают светлые нейтральные цвета, чтобы они не отвлекали и не раздражали;
• Система вентиляции. Помещение должно хорошо проветриваться. Для этого используют естественные источники — окна с форточками и фрамугами, которые функционируют всесезонно;
• Температурный режим. В кабинете логопеда должна быть температура 18–24 градуса, в зависимости от сезона и климатических условий. Для контроля температуры воздуха используют бытовой термометр. Его крепят на высоте около 1 метра на внутренней стене;
• Система обогрева. Запрещены переносные и инфракрасные обогревательные приборы;
• Система освещения. Проектируют боковое левостороннее естественное освещение. Нельзя допускать, чтобы свет падал спереди или со спины детей. На окна устанавливают жалюзи или шторы для защиты от солнца. Если естественного освещения недостаточно, прибегают к искусственному. На каждом столе устанавливают светильник на жёстком креплении к столу и с гибким кронштейном. В кабинете предусмотрено как общее, так и индивидуальное освещение.
Также в помещении устанавливают настенные светильники возле зеркала. Чтобы не снижать уровень естественного освещения, на подоконниках не размещают растения с широкими листьями и выше 15 см.
Оснащение мебелью
В кабинете логопеда необходима следующая мебель: рабочее место логопеда (стол, стул, стулья для посетителей (родителей, шкафы и стеллажи (для методических материалов, игрушек, литературы, документов и пр., вешалку для одежды.
В кабинете располагают детские столы и стулья.
Необходимый инвентарь: настенное зеркало (0,5–1,5 м, настольные зеркала 912 см (по одному на каждого ребенка, настольные часы, школьная (магнитная) доска, наборное полотно, фланелеграф, коробки для хранения пособий.
Для индивидуальной работы с детьми необходимы инструменты и материалы: полотенце, шпатели, вата, ватные диски, спирт, логопедические зонды.
Размещение мебели
Мебель расставляют таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность детей. Вот основные правила:
• Детей рассаживают по местам с учётом их здоровья, зрения и слуха;
• Столы устанавливают рядом со светонесущей стеной;
• Рабочие столы организуют с учё том особенностей детей: для праворуких детей свет должен падать слева, леворуких — справа;
Мебель должна быть эргономичной, соответствовать возрасту и росту детей, изготовлена из безопасных и прочных, влагостойких и теплопроводных материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам. Поверхность столов должна иметь матовое покрытие, цвет мебели — светлый.
Зонирование кабинета
Помещение кабинета логопеда зонируют. Каждая зона адаптирована под решение конкретных задач и имеет необходимое оснащение.
Нищева Н. В. в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» рекомендует следующие центры и их наполнение:
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для
артикуляционного массажа.
4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Спирт.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки,
свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри»,
перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
13. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»,
«Играйка-различайка», «Играйка-читайка».
14. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
16. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и
Дифференциации звуков всех групп.
17. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.).
19. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).
20. Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.
21. Слоговые таблицы.
22. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
23. «Мой букварь»
24. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).
25. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
26. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).
27. Альбом «Все работы хороши»
28. Альбом «Кем быть?»
29. Альбом «Мамы всякие нужны»
30. Альбом «Наш детский сад»
31. Альбом «Знакомим с натюрмортом».
32. Альбом «Знакомим с пейзажной живописью».
33. Альбом «Четыре времени года»
34. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2
35. Ребусы, кроссворды, изографы.
36. Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении.
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет»,
«Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т. п., дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т. п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры- «ходилки» по изучаемым темам.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
2. Звучащие игрушки-заместители.
3. Маленькая настольная ширма.
4. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов.
5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».
6. Палочки Кюизенера.
7. Блоки Дьенеша.
8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
9. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в логопедическом кабинете созданы условия для проявления индивидуальности и творчества каждому воспитаннику с ОВЗ.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240
3. Бычкова М. М. Карташова И. М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3