Оксана Климова
Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка — вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. Таким образом, окружающая среда — составная часть предметно-развивающей среды дошкольника.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды, Центр экологии и экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2017
Прийдя в детский сад, в частности в нашу группу, мы столкнулись с проблемой именно в достаточности и наполнении предметно-развивающей среды. Точнее, в помещении не было практически ничего кроме небольшого оборудования для работы по программе М. Монтессори. Так, в течение 4х лет, основной задачей коллектива педагогов и родителей нашей группы стало дополнение среды необходимыми материалами.
Осенью этого учебного года среда значительно пополнилась материалами для центра экологии и экспериментирования.
Так центр экологии и экспериментирования в нашей группе оснащен атрибутами для опытно-поисковой работы: микроскопом, лупой, мерными ёмкостями из различных материалов, песочными часами, воронкой, резиновой грушей. Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, парафиновыми свечками, воздушными шарами, красками.
Мама Саши (фармацевт по профессии) внесла неоценимый вклад в дополнение среды различными материалами и атрибутами (маски, шапочки, фартучки, пинцеты, всевозможные колбочки, чашки Петри м ногое-многое другое) :
Поскольку наша группа в работе сочетает программму М. Монтессори с пр "Детство", в центре появились коробочки с запахами (аналог "Бутылочки с запахами" по пр. Монтессори). Этот материал на данный момент пришелся детям по вкусу и используется чаще всегою
Чтобы научить малыша различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас методика Монтессори предлагает особый дидактический материал под названием «Коробочки с запахами».
Первоначально дети просто знакомятся с различными запахами. Поскольку мы уже подготовительная группа, то на каждой коробочке имеется наклейка с надписью того или иного запаха (кофе, лимон, лаванда, хвоя, чеснок). Исследуют запахи, принюхиваются, стараются запомнить. На втором этапе детям предлагается завязать глаза и уже по обонянию самостоятельно определить тот или иной запах. На этом этапе дети работают самостоятельно в подгруппах.
И какой же центр экспериментирования без образцов для наблюдений.
Есть также небольшая пока коллекция полезных ископаемых, которая привлекла особое внимание большинства мальчишек группы. Теперь дети во время прогулки стали более внимательными к окружающему миру: ведь у нас под ногами можно обнаружить действительно полезные ископаемые: гранит и мрамор разных расцветок, известняк. А буквально в пятницу мы нашли кусочек окаменелости с плавником возможно какой-нибудь древней рыбки.
Еще немного, и наш центр пополнится новыми образцами минералов от компании DeAgustini. В сентябре месяце оформила подписку на коллекцию и на прошлой неделе уже получила первый образец Аметиста:
Предвкушаю уже восторг воспитанников, когда увидят такую красоту. А мальчишки наверное всю площадку перероют в посках подобных сокровищ.
Коллекция шишек (еловых, сосновых, даже кедровая шишечка была прислана из Новосибирска и теперь украшает нашу коллекцию). А на переднем фото маленькие шишечки лиственницы, которую мы успели исследовать до того, как на ней осыплются все хвоинки:
Ну и какой же центр без комнатных растений и календаря природы?
А к растениям прилагается паспорт, собственного изготовления:
Пока готовила эту публикацию, среди фотографий нашла фото центра, который был изначально. Катастрофически мало, правда?
В теплое время конечно мы не ограничиваемся только рамками группы. Этой весной и летом в рамках городского конкурса "Здесь территория чистоты, красоты и уюта" мы с ребятами нашей группы, при поддержке родителей, организовали на территории детского сада "Зеленую аптеку". В нее вошли саженцы (теперь уже взрослые растения) мяты, пустырника, мелиссы лимонной, календулы, подорожника, чабрец. Планируем будущей весной дополнить розмарином и по-возможности лавандой.
Вот так начиналась наша работа над этим проектом:
Благодарю всех за внимание. Конечно на данных материалах мы останавливаться не будем. Будем искать новые интересные идеи. Если у кого-то из вас есть дополнения или новые идеи, пишите - будем очень признательны!
Литература:
Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 93-95.