Инна Фаррахова
Консультация «Сотрудничество учителя-логопеда с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда. Эту работу я провожу в течении учебного года.
После обследования детей индивидуально беседую с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми. Во время беседы уточняю анамнестические сведения, анкетные данные, объясняю необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда. Родители заполняют ан кету №1 (приложение 1, которая позволяет выявить позиции матери и отца по отношению к речевым дефектам их ребенка.
Публикация «Консультация „Сотрудничество учителя-логопеда с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В начале октября провожу первое родительское собрание, на котором рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы учителя-логопеда, знакомлю с программой. Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого обосновываю необходимость логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи (привожу конкретные примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Провожу обучающий семинар-практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков, знакомлю с символикой, необходимой для подготовки к обучению грамоте и звукослоговому анализу и синтезу).
Беседа проводится в доброжелательном тоне. Я стараюсь не употреблять такие термины, как "дефект речи", "недостаток", "нарушение", -заменяю их на более нейтральные ("трудности", "проблемы"). Это вызывает расположение родителей, готовность выполнить рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы учителя-логопеда является их участие во фронтальных и индивидуальных занятиях. С этой целью раз в неделю (в среду) я провожу занятия в вечернее время, заранее приглашая на них взрослых. Индивидуальные занятия с ребенком в этот день организую в форме консультации, показываю свои методы и приемы работы. Постепенно из пассивных зрителей-родители превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает хорошие результаты: родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий. В течение года провожу родительские пятиминутки : «Комплексы артикуляционных упражнений для выработки правильных артикуляционных укладов различных групп звуков»; «Приемы выполнения домашних заданий логопеда»; и др., индивидуальные беседы по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях; «Первые успехи и трудности вашего малыша».
Использую и наглядные папки-передвижки на темы: "Вам поможет логопед", "Чему мы научились", "Задание на дом", «Советы учителя-логопеда. Предупреждение недостатков речи». Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми.
Второе родительское собрание обычно провожу в январе или феврале в форме открытого фронтального занятия его анализа и достигнутых детьми успехов. Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большой заинтересованностью относятся к их посещению. В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, включаю ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы собрания: «Возраст почемучек», «Сотрудничество логопеда и родителей», «Обучение грамоте детей в возрасте от 2 до 6 лет»; «Коррекционно-развивающие игры для детей раннего возраста»; «Краткая характеристика состояния речи детей» и др. Содержание таких консультаций должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела. Вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми. Родители заполняют анкету № 2, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности (приложение 2).
Третье родительское собрание проходит в апреле. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, информирую о работе медико-педагогической комиссии. Вторая часть собрания проходит в форме игры-викторины "Счастливый случай". В конце учебного года даю рекомендации родителям по проведению занятий с детьми в летний период
Помимо консультаций по вопросам коррекционного обучения и воспитания, изготовления ширм, папок-передвижек, оформления информационного стенда для родителей, осуществляю и специфические формы работы с родителями -
объяснение домашнего задания, записанного в индивидуальной тетради ребёнка. Родителям не всегда бывают понятны термины (например, слоговая структура, названия некоторых звуков (ль, й, нь, сь) принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово). Все это подробным образом объясняю каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове : и тетради, и необходимость дома закрепить пройденный материал, и масса специальных терминов и понятий. Очень важно следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, занимались с детьми дома. Постоянно убеждаю родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Речь формируется успешнее, если коррекционные упражнения выполняются детьми охотно и радостно. Я заметила, что более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению речевых навыков проявляются при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий и оборудования. Я считаю, что формирование речевой активности в значительной степени зависит от взрослых, от их умения создать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми речевых навыков, без которых невозможно правильное коммуникативное развитие. Стремясь повысить интерес к упражнениям для развития мелкой моторики, речевого дыхания и голоса, слуха мы вместе с родителями сшили панно «Теремок», изготовили бусинки, вкладыши, предметы с пуговицами и шнурками, музыкальную ширму.
Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.