Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Ребенок-левша и его речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
В первые три года жизни малыша мы не придаем значения (и правильно делаем, какой рукой он берет игрушки или листает страницы книжки. Главное, чтобы ему это было по душе, вызывало неподдельный интерес и восторг!
К четырем годам формируется главенствующая рука у ребенка, и, если в семье есть левши и ребенок сам выбирает левую руку, мешать и переучивать его не надо. Люди-левши всегда вызывали любопытство и
интерес окружающих. Бытовало представление об их особой умелости. Некоторые решительные мамы леворуких детей, которые со свойственной им напористостью делают все, чтобы их ребенок стал таким, как все. Более
Публикация «Консультация „Ребенок-левша и его речевое развитие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
осмотрительные родители с тревогой спрашивают: "Нужно ли ребенка-левшу переучивать?
Является ли леворукость серьезным отклонением?
Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как устной, так и письменной речи, а также на успешности всего процесса школьного обучения. Поэтому дошкольника нужно целенаправленно обучать звуковому (звуко-буквенному) анализу – умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.
В каком возрасте родители чаще всего замечают, что их ребенок – левша?
Обычно это происходит в 1–2 года. Окончательное предпочтение левой руки
определяется к 5–6 годам. К этому времени наблюдательные родители знают,
какой рукой их ребенок расчесывает волосы, держит ложку, рисует, режет
ножницами, бросает мяч, складывает кубики.
Переучивать леворукого ребенка – это значит серьезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.
Нет сомнения, что перестройка такого рода окажет отрицательное влияние на психику ребенка, приведет к появлению разнообразных невротических расстройств – страхов, тиков, нарушений сна, недержания мочи, заикания.
Профилактика:
Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника :
1. Постоянное общение с вами, в котором вы выступает в роли «говоруна»,
не умолкающего ни на минуту;
2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т. д.) и манипуляций с ним;
3. Как это ни консервативно звучит – бесконечное приобщение
к литературе.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого реб нка к школе:
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и
руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2. Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с
мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите
упражнения в обратном порядке.
3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте
их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
6. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком».
Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
Левши представляют собой удивительный мир, полный открытий и удивительного. Не стоит пугаться или остерегаться левшу, а наоборот, стоит уделить такому ребенку особое внимание. Несмотря на непохожесть на остальных детей, левши имеют уникальную организацию высшей нервной деятельности, которая и определяет особенности их развития.