Наталия Зайцева
Тестирование «Ваш ребенок-левша»
▼ Скачать + Заказать документы
При определении леворукости или двурукостиинеобходимом провести \ тестирование. При этом следует соблюдать следующее правило: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.
ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1. Открывание коробочки.
Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из-под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).
Публикация «Тестирование „Ваш ребенок-левша“» размещена в разделах
Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).
2. Колодец.
Ребенку предлагается из нескольких палочек (спичек) построить колодец.
Активные действия выполняет ведущая рука.
3. Вращательные движения.
Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.
4. Развязывание узелков. Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура
5. Протирание тряпкой доски.
Ребенок должен взять тряпку и протереть классную доску (стол, шкаф и т. п.). Если он трет левой рукой, то его просят поймать брошенную ему тряпку и бросить ее в корзину, находящуюся в четырех-пяти шагах от него; леворукие все эти действия выполнят левой рукой.
6. Поднимание предмета.
Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши — правой рукой.
ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
1. Переплетение пальцев рук.
Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук»
Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).
Попросите изменить положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция потребует некоторой подготовки (обдумывания) и вызовет ощущение неудобства
2. Скрещивание рук, или «поза Наполеона»
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности.
Если правше или левше предложить выполнить про- бу в противоположной последовательности, то это вызовет затруднение, ощущение неудобства позы и желание переменить ее на удобную.
3. Аплодирование.
При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.
4. Тест на заводку часов.
Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; неведущая рука фиксирует часы.
5. Проведение вертикальных линий.
Детям старше одиннадцати лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой руками. Число линий, проведенных правой рукой, у правшей на 29% больше, чем проведенных левой. Леворукие, соответственно, больше линий проводят левой рукой.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА
Для изучения асимметрии слуха можно воспользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками,которые не требуют использования специальных приспособлений.
1. Тест «Шепот».
Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.
2. Тест «Тиканье часов».
Испытуемому предлагается оценить громкость тикания часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тикание разными ушами.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА
1. Тест «Моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
2. Тест «Рассматривание в подзорную трубу». Рассматривание делается обычно ведущим глазом.
3. Проба Розенбаха.
Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его двумя глазами на определенной точке, отстоящей на 3-4 м. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
Другой вариант: в темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Этот тест имеет то преимущество, что им можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.
4. Тест «Карта с дырой».
В листе плотной бумаги размером 5 х 10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отвер-стие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.
5. Тест на выявление особенностей мышц неведущего глаза.
Фиксируя взор на кончике пальца, испытуемый приближает палец к переносице до 2-3 см. Неведущий глаз при этом начинает совершать горизонтальные колебательные движения.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ
Можно использовать легкодоступные, не требующие специальных приспособлений тесты : подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, схождение со стула, шаг вперед и шаг назад. Нога, выполняющая дви-жение первой, считается ведущей.
1. Закидывание ноги на ногу.
Считается, что сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.
2. Тест «Скакалка».
Испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.
3. Тесты с мячом.
Эти тесты направлены на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании усилий для их осуществления. В одном из тестов испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ног. В другом тесте испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору.
4. Измерение длины шага.
Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину пяти или десяти шагов каждой ноги и вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги.
5. Тест «Движения письма».
Обследуемого просят осуществить раздельно правой и левой ногой движения, необходимые для написании букв или слов. Это можно сделать в положении сидя, согнув спину и в положении стоя, вытянув ногу и отводя ее вперед, назад или наружу. «Пишет» точнее и легче ведущая нога.
В современной психологии употребляется термин «инивидуальный профиль латеральности* организации (ПЛО) функций», который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии человека. Но только совокупность всех вместе взятых асимметрий, определяемых с помощью вышеприведенных тестов, более точно отражает состояние межполушарных асимметрий и межполушарного взаимодействия.
Для более достоверного определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана следующая методика, которая включает три группы тестов : мануальные, слухо-речевые и зрительные.
Для выявления степени асимметрии в разных системах применяется и специально разработанная методика балльной оценки.
В моторной системе используется 2-балльная шкала. Если при переплетении пальцев сверху находится большой палец правой руки — 1 балл, левой руки — 0; если при скрещивании рук на груди вверху находится локоть правой руки — 1 балл, левой — 0; если при аплодировании сверху находится правая рука — 1 балл, левая — 0. Если при проведении вертикальных линий выявлена правосторонняя асимметрия — 2 балла, левосторонняя — 0, асимметрия отсутствует — 1 балл.
В слухо-речевой системе для оценки степени асимметрии используется 4-балльная шкала: при правосторонней асимметрии в обоих тестах — 4 балла, при амбидекстрии — 2 балла, при левосторонней асимметрии — 0.
В зрительной системе используется 2-балльная шкала: если оба теста выявляют доминирование правого глаза — 2 балла; если при одном тестировании веду-щим был правый, а при другом левый — 1 балл; если в обоих тестах отмечается доминирование левого глаза — 0 баллов.
Согласно данной системе, максимальное количество баллов может равняться 11 («чистые правши», минимальное — 0 баллов («чистые левши»).
По соотношению всех трех видов асимметрии (по схеме «рука-ухо-глаз») могут быть выделены следующие восемь профилей, где П —преобладание правой функции, Л — левой, А — равенство функций: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП.
Первые четыре профиля характеризуют различные виды праворукости, последние четыре — леворукости. Однако данная схема не учитывает равное функционирование обеих рук. Ниже в таблице 3 представлены двадцать семь вариантов индивидуальных профилей.
Таким образом, данные изучения индивидуальных профилей асимметрии побуждают думать о необходимости дифференцированного подхода к каждому ребенку и учета показателей функциональных асимметрий. В связи с этим приведу некоторые данные результатов различных наблюдений, которые желательно знать и использовать в своей практической деятельности учителям и воспитателям.
1. Установлено, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха.
2. У семи-восьмилетних мальчиков, по сравнению с девочками, несколько лучше запоминание слов происходит
Таблица 3
Варианты ПЛО
Характеристика типа
ППП
«чистые» правши
ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛ ПЛП ПЛЛ
праворукие
AAA АПП АПА ААП АПЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ
амбидекстры
ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛА ЛАЛ ЛАА
лекорукие
ЛЛЛ
«чистые» левши
в тех случаях, когда они воспринимают их правым ухом. У девочек того же возраста слова запоминаются лучше при прослушивании их левым ухом.
3. Специалисты по технической подготовке юных спортсменов установили, что в возрасте девяти-одиннадцати, пятнадцати и семнадцати лет лучше и быстрее усваиваются навыки ведущей стороны тела, а в возрасте двенадцати с половиной, тринадцати с половиной, пятнадцати с половиной и шестнадцати с половиной лет — неведущей.
4. В шесть-семь лет дети с низкой степенью праворукости часто используют интровертированное положение карандаша при рисовании.
5. Установлено, что лица с левосторонним «профилем латеральности» обнаруживают низкий уровень произвольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый режим работы.
Так, зная и учитывая профиль асимметрии каждого ребенка, и прежде всего ребенка-левши, обучение его любому виду деятельности может стать более эффективным.