Аксаитова Анастасия
Консультация «Развитие эмоционального интеллекта у старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Развитие эмоционального интеллекта детей у старшего дошкольного возраста»
Эмоциональный интеллект — это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Публикация «Консультация „Развитие эмоционального интеллекта у старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит цель:
формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие задачи:
- 1. Способствовать развитию процесса самопознания ребёнком.
2. Способствовать развитию принятия собственной индивидуальности ребёнком.
3. Помочь ребёнку в познании эмоциональных состояний.
4. Пополнять активный словарный запас ребёнка словесными обозначениями эмоций.
5. Развивать воображение и творческую активность детей.
6. Развивать навыки адекватного социального поведения у детей.
7. Развивать понимание принадлежности ребёнком себя к той или иной социальной группе.
Педагогическая целесообразность методических рекомендаций:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека (Кошелева А. Д.).
При всей своей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития.
Научиться полноценно выражать свои чувства ребёнок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения; определять их характер, например, приятно – неприятно, спокойно – беспокойно и т. д. (Кошелева А. Д.)
Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать своё отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимоотношений и привязанностей, влияют на будущее поведение ребёнка (Урунтаева Г. А.)
Примеры игр и методик, которые помогут нам в развитии эмоционального интеллекта у дошкольников :
1- Игра «Стаканчик эмоций»
Из какого стаканчика нужно напоить куклу Грусти, чтобы она стала весёлой?
- покажи стаканчик, в котором очень много лимона, сахара, кислого компота и т. д. Что нужно сделать, чтобы компот стал сладким? (бросить в него смешинку, приготовить компот напевая весёлую песенку и т. д.)
- ребёнку даются картинки с продуктами питания (лимон, соль, сахар, конфета, яблоко, горький перец и др., он должен разложить их по стаканчикам. Педагог не подсказывает и не даёт наводящих указаний, ребёнок сам ассоциирует каждый продукт и стаканчик
2 - Игра «Путешествие в землю Гнева»
(с использованием Эмоциональных кукол)
Доказательствами результативности применения опыта работы с использованием пособия «Эмоциональные куклы»
3-Игра «Герой»
Каждый ребенок нуждается в позитивных ролевых моделях. Идея данной игры состоит в том, чтобы собрать фотографии и картины с людьми, которые преуспели в различных областях и профессиях. Например, исторические деятели, фотографии спортсменов (моменты побед, воинов-победителей, пожарные, спасающие кого-то из пожара, врачи и т. д. Чем больше положительных примеров, тем лучше ребенок усваивает, тем больше он пытается имитировать поведение в качестве модели.
Ребёнок должен описать состояние человека на картинке, рассказать, что с ним произошло, почему он чувствует то или иное.
С помощью таких заданий знакомя детей с миром эмоций, мы параллельно прививаем им чувство сострадания, мотивируем на успех, на достижение высоких целей, а также знакомим с великими спортсменами, историческими деятелями, героями
4-Игра «Назови эмоцию»
Карточки со схематическими изображениями эмоций (готовые в Интернете, также можно подготовить их самостоятельно, фотографии людей, испытывающих различные чувства (вырезки из газет, журналов и т. д.).
Задачей детей будет называть то, что они видят на картинке и описать ощущение того, что эти изображения показывают (чувство, выражение лица, поза и т. д.).
Чтобы разнообразить задание, можно наклеить "смайлики" эмоций и фотографии на картон или бумагу и предложить ребенку дорисовать картинку, а затем рассказать о сюжете.
5-Игра «Угол эмоций»
Дети выбирают угол комнаты или группы детского сада и организовывают его в соответствии с пожеланиями взрослого (родителей или педагога). Они собирают всё необходимое, чтобы облегчить контроль над своими эмоциями. Это могут быть всевозможные подушечки, небольшие мягкие игрушки, цветные карандаши, бумага, газеты, CD с музыкой всех видов. Очень хорошо, если в таких уголках присутствует комплект «Эмоциональные куклы».
Взрослые и дети вместе устанавливают правила для использования уголка эмоций.
Так же используют сказкотерапии : Групповое придумывание сказки.
В связи с этим ребенок понимает свои индивидуальность, свой внутренний мир, он умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные вопросы, так же находить компромиссные решения. Ребенку не страшно выражать свои чувства и эмоции, а также распознавать чувства других людей через мимику. В Любой трудной ситуации ребенок сможет оказать помощь другим детям в трудной ситуации.
Игра- карточки эмоций