Довбыш Юлия Сергеевна
Значение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка! Какую значительную роль играет она в воспитательном процессе! Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения. Музыка ведет за собой : увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху. Интерес и любовь к музыке, вызванные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, перевоспитывать которые впоследствии весьма затруднительно.
Публикация «Значение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Сопутствуя человеку на протяжении всей его жизни, музыка является источником эстетического и духовного наслаждения. Но это зависит от подготовленности к восприятию музыки, развития слухового внимания и общей культуры личности. Ребенок всегда стремится прочувствовать, понять и осмыслить содержание музыки. Поэтому в процессе его общения с музыкальными звучаниями необходимо использовать простые, доступные, естественно отражающие окружающую действительность высокохудожественные музыкальные произведения.
Изучая законы жизни, наблюдая ритмичность движения в природе и трудовых процессах, влияние музыки на повышение работоспособности во время физического труда, ученые-физиологи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и воспитательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по форме, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балетные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика.
Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, многие педагоги-музыканты стремились к формированию его моторики и, главное, к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир, проверяет показания других анализаторов. Передавая различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их. Не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача музыкального руководителя в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предъявленные и, в случае надобности, уметь затормозить свои движения, т. е. развивать активное торможение. Музыка – это раздражитель, который обуславливает реакцию как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.
На музыкальных занятиях мы часто наблюдаем, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные – дисциплинированными. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка, развиваются музыкальный слух, память, внимание, воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, появляются такие качества движения, как мягкость, пружинность, энергичность, пластичность, улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает овладение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, усиливают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия художественных образов музыки и умения отразить их в движении, умения двигаться в соответствии с их характером. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, соответственно реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии с началом и окончанием музыки, т. е. с формой музыкального произведения, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение и не может не реагировать на восприятие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении. В своей слуходвигательной реакции он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми неразъединимыми музыкальными компонентами (развитием и сменой музыкальных образов структурой произведения, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).
Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать красивое.