Самохина Алеся
Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха Фрёбеля. Главной целью его учения было развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие; он полагал, что всестороннее развитие детей начинается с их физического развития. Фридрих Фрёбель разработал для развития детей шесть «даров», в которых он предлагал разнообразие детских видов деятельности и занятий: это работа с дарами-строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вкладывание из металлических колец, палочек гороха, бус, каждый из которых является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Благодаря учениям Фрёбеля появилось понятие «детский сад», а позже последовательниц стали называть «фребеличками».
Публикация «Консультация „Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В этот же период активно проявляет свой интерес к детям с различными нарушениями в развитии выдающийся педагог-гуманист Мария Монтессори. Впервые дети с проблемами в развитии привлекли её когда она начала работать в университетской клинике, где она проходила обучение по специальности детский врач, там же она и пришла к главному условию в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребёнок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Большое влияние на Монтессори оказали труды Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена, из них она черпает отличительную особенность занятий по особой методике и её главную суть «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». 6 января 1907 года М. Монтессори открывает первый «Дом ребёнка».
Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. Застегивание пуговиц, одевание, шнуровка обуви всегда вызывали трудности у детей маленького возраста, особенно у детей с нарушенным развитием, так как у таких малышей мелкая моторика развита очень слабо. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны на развитие тонкой моторки рук. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики, рассчитаны именно на работу пальчиков.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха) .
Также не заменимый вклад сделал Эдуард Сеген, он как педагог был заинтересован развитием детей с интеллектуальными нарушения. Сеген предположил, что все дети, даже страдающие слабоумием, могут и должны развиваться. Для этого необходимо задействовать двигательные способности, а затем и органы чувств. Пособия Сегена направлены, в первую очередь, на развитие мелкой моторики рук. А это, капредположил, что все дети, даже страдающие слабоумием, могут и должны развиваться. Для этого необходимо задействовать двигательные способности, а затем и органы чувств. к мы знаем, воздействует на речь, обучение чтению и счёту.
Пособия Сегена, сортеры – это специальные игрушки, которые помогают определиться с объёмом, размером, цветом предметов. Сортеры выпускаются как для малышей, так и более сложные, для детей старшего возраста. Материалы для изготовления в наше время используются самые разные. Деревянные, пластмассовые, мягкие игрушки – всё это разнообразит занятия малыша, обучая творческому знакомству с окружающим миром и пространственному восприятию.
Методика Сегена получила международное признание и повлияла на другие методы развития детей, в том числе и на систему Монтессори.
Доски Сегена — детские игровые пособия, которые выполняются в различных конфигурациях. Они могут отличаться размерами, тематикой (еда, животные, транспорт, еда и др., возрастной категорией. Как правило, доски Сегена изготавливаются из дерева. В деревянной доске вырезаются определенные окошки. Ребенок должен в них вставить соответствующие вложения, которые идут в комплекте. Материал, из которого изготавливается вся конструкция, может быть разным: ткань, пластик и дерево.
Доска Сегена отличается не только материалом, но и сложностью. Простые варианты содержат соответственно простые фигуры. По мере усложнения в каждое окошко уже надо вставить комбинацию из отдельных фигурок. К примеру, квадрат можно собрать из двух треугольников.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.)
Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Блинова Л. В в своих исследованиях полагала, что моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данном категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. В своих книгах она подобрала упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики с учётом особенностей детей с задержкой психического развития.
Касицына М. А разработала практическое пособие "Рисующий гномик" является пособием единой технологии по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях коррекционного детского сада и предназначено для работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста. Пособие адресовано учителям-дефектологам, воспитателям коррекционных групп для детей с ЗПР, слушателям курсов повышения квалификации по проблеме "Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с задержкой психомоторного развития", а также родителям при самостоятельной работе с детьми.
Южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву разработал всемирно известное направление, известное как Су-Джок терапия. Апробированную систему терапии используют в своей работе различные специалисты, её уникальность заключается. Су-Джок представляет собой массажёр в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами, благодаря своей структуре он оказывает точечное воздействие на тонкую моторику.
В коррекционной работе приемы Су Джок терапии активно используют при различных речевых нарушениях для развития мелкой моторики, познавательной, эмоционально – волевой сфер ребенка. Действенным способом воздействия на пальцы, кисти, ладони является, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей. Для большей заинтересованности и эффективности данной терапии специалисты используют речевой материал, помогающий детям в игровой форме выполнять различные манипуляции с массажёром.
Интересный и комплексный подход к развитию мелкой моторики рук в своих разработках предлагает О. А. Зажигина. В своей книги она апробировала игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, а именно-игры с использованием различных предметов : массажных мячиков, платочков, ковриков, крупных бигуди, прищепок, счётных палочек, эспандеров, длинных бигуди, решёток, зубных щеток, бус, резинок для волос, щёток и шестигранных карандашей. При разработке своей системы она учитывала опыт Китая и Японии, ведь для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками, а в Японии широкое распространение получили упражнения с грецкими орехами.
Следует отметить, что все игры, представленные в её системе, сопровождаются стихотворениями -это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Также в своей разработке она считает, что нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руки к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Необычный и набирающий популярность метод развития тонкой моторики рук предлагает нам О. Б. Сапожникова и Е. В. Гарнова -песочная терапия. Свое наработки они предлагают нам в пособие «Песочная терапия в развитии дошкольников», где раскрывают историю вопроса, описаны этапы занятий песочной терапии, приводятся примерные планы-конспекты занятий, разработанные и апробированные в практике работы с детьми. Ценность этой методики в том, что песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания и развития мелкой моторики рук. В своей системе они предлагают рисование песком с помощью пальцев рук или ребра ладони. Задания предлагаемые ребенку будут начинаться от самых простых- рисование дорожки, заборчиков, заканчиваться работой с контурами и шаблонами.
О. Б. Сапожникова и Е. В. Гарнова в своих наработках использую опыт М. Монтессори использовавшей упражнения по работе с песком, добавляя разнообразие современных материалов. Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости.
Таким образом специалист при выборе методик развития мелкой моторики рук, обладает богатым методическим и практическим подспорьем. Он может выбрать классические вариации средств представленными в исследованиях М. Монтессори, или же обратить своё внимание на современный взгляд на эту проблему в разработках О. А. Зажигиной, которая предлагает использовать различное «нестандартное оборудование», но легко доступное и привычное.