Получи документы

Консультация «Система развития мелкой моторики рук М. Монтессори»

Самохина Алеся
Консультация «Система развития мелкой моторики рук М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития, состоящая из двух частей:

1. Пальчиковая гимнастика:

-массаж рук;

-упражнения с использованием Су-Джок;

-игры с пальчиками.

2. Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков

-нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;

-игры с использованием нестандартного оборудования

Публикация «Консультация „Система развития мелкой моторики рук М, Монтессори“» размещена в разделах

Мы разработали перспективный план реализации системы занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития. В основу нашего планирования была положена разработка О. А. Зажигиной. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». (Приложение 6)

И так реализацию первой части мы начали с использования массажа и самомассажа. Его главной была стимуляция нервных окончаний пальцев рук, развитие точных движений, выработка навыков релаксации. Массаж кистей и пальцев рук проводился на индивидуальных и подгрупповых занятиях в виде небольших комплексов, включавших 5-6 упражнений в положении сидя за столом и начался с обучения детей элементам пассивного (массаж производит взрослый) и активного (массаж производит ребёнок) массажа: поглаживание, растирание, вибрация, выжимание, активным и пассивным движениям. Поглаживанием всегда начиналась и заканчивалась процедура. Массажные движения выполнялись в направлении от кончиков пальцев до запястья. Во время массажа слушали приятную классическую музыку или включали аудиокассету со звуками леса: пение птиц, шуршание листьев, звуки воды (ручейка, быстрой реки). (Приложение 6, Рисунок 5)

Этот массаж детям был не очень интересен, здесь не присутствовала игра, а монотонные движения детей утомляли. Чтобы увлечь детей массажем, мы добавили речевое сопровождением, ритм стихотворных текстов был подобран к характеру самого движения.

Далее мы переходили к массажу с использование Су-Джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Игры с использованием Су-Джок проводились как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Этот вид игрового массажа наиболее сильно понравился детям т. к. мяч был с «сюрпризом». Им нравилось, что он не только не простой по форме, но и имеет содержание, а именно колечки. Каждый игровой массаж сопровождался речевым сопровождением, и всегда присутствовал эффект новизны-чтобы не потерять интерес детей к Су-Джок мы выбирали каждый раз интересную историю для чего сейчас нам нужен наш «волшебный мяч». Но не всем детям было легко выполнять различные действия, у не которых детей были сложности с использование «колечек».

Во время проведения пальчиковой гимнастики вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Во время проведения пальчиковой гимнастики мы использовали упражнения плавно «переходящие» из одного в другое. Пальчиковую гимнастику мы выполняли в различные режимные моменты на протяжении дня, продолжительность её была 5-7 минут. Детям очень нравилась пальчиковая гимнастика, они охотно выполняли предложенные упражнения. Им нравилось, что это были простые упражнение которые они могли быстро запомнить. (Приложение 6, Рисунок 10)

По мере закрепления умения детьми самомассажа кисти рук, пальчиковой гимнастики и игровых упражнений, мы перешли ко второй части реализации нашей системы работы.

Вторая часть содержала упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков, главной целью которого было развитие мелкой моторики рук и координацию движения руки и глаза и проводились с учётом принципа доступности и дифференцированного и индивидуального подхода.

У детей нашёл большой отклик игры с природным материалом, т. к они могли его сами выбрать и собрать. Эти игры были не только простыми в использовании, но и очень многообразными. Мы в своей системе решили использовать шишки, грецкие орехи, каштаны, косточки абрикоса и персика, желуди.

Так же для развития мелкой моторики мы решили использовать песок и крупы. Нам повезло в нашем саду для реализации этого момента был сенсорный столик и кинетический песок. Рисование кинетическим песком очень понравилось детям и было самым запоминающимся моментом в работе над реализацией нашей системы. Кинетический песок очень простой в использовании, ведь использовать его гораздо легче, чем пластилин он более «текучий» в использовании. Для детей с нарушением интеллектуального развития у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, это самый подходящий вариант. Детям было очень весело и легко работать с ним, ведь он был еще и цветным и были различные формочки для изготовления деталей.

Но для разнообразия мы использовали и крупы: манку, пшено, гречку, рис. Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисовали разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней. А для того работать с крупами было интересней мы добавили к ним косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника. Потом мы стали пробовать играть с крупой (Руку «помешать» в крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы). Этот момент детям в работе с крупой показался наиболее интересным.

Для продуктивной работы с прищепками мы решили использовать непосредственно руки, ведь деткам очень интересно все попробовать именно на себе. Упражнения с прищепками мы также разнообразили речевым сопровождением. Эти игры нравились детям, но большого эмоционального отклика не нашли, они играли только по подражанию, интереса к запоминанию потешек и игры у них не было. (Приложение 6, Рисунок 6)

Игры с пуговицами детям очень нравились ведь в них развивалась не только мелкая моторика, но и их фантазия, но не всем детям эти игры нравились из-за того, что не все получалось и не которые теряли к ним интерес.

Мы подбирали пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывали рисунок сами, затем просили малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научились выполнять задание самостоятельно, предложили им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

В нашей системе использовались самые разнообразные подручные материалы, детям нравились и игры с крупными бигуди, с ковриками, платочками, эспандерами, счетными палочками, зубными щетками, шестигранными карандашами-главным условием выполнениях этих игр с использованием нестандартного оборудования было речевое сопровождение. (Приложение 6, Рисунок 1,2,3,4)

Вторая часть нашей системы содержала нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности.

Эта часть реализации нашей системы мы условно разделили на две части работы:

Развитие графические умений, для этого мы использовали альбом № 2 М. А. Касициной «рисующий гномик» в котором мы использовали задания, направленные на формирование графический навыков и умений. Детям не охотно давались задания, предложенные им поскольку они требовали большой концентрации внимания, и использования ручной моторики. Когда дети встречались с трудностями, они пытались самостоятельно их решить, но не всегда хватало имеющихся графических навыков. У многих отсутствовали умения правильно держать карандаш, что способствовало более быстрой утомляемости мелкой моторики рук. (Приложение 6, Рисунок 7, 8, 9)

Развитие изобразительной деятельности. В этой части мы использовали различные приемы рисования такие как: граттаж, монотипия, набрызг, рисование по сырому, рисование пробками, рисование с использование штампов, рисование на мятой бумаге, рисование ладошкой, пальцем; точечное рисование; рисование отпечатками; тряпкой; мыльными пузырями; ватой; солью; губкой; поролоном; кляксография; рисование нитками; рисование мелом. В лепке мы также использовали нетрадиционный метод- пластилинография. Для аппликации мы использовали: обрывную, модульную, накладную, силуэтную, оригами, из салфеток. Весь цикл занятий по изо деятельности проводился в групповой комнате, со всей экспериментальной группой одновременно. (Приложение 6, Рисунок 11,12,13,14)

Занятия были выстроены таким образом, чтобы максимально завлечь ребёнка в «сказку» занятия, при этом мелкая моторика рук была постоянна задействована. Детям очень понравились занятия своей «осязаемостью», ведь главной задачей нашего эксперимента было развитие мелкой моторики рук на уроках изобразительной деятельности.

Каждое занятие было уникально ведь в нём присутствовала и интересная физкультурная минутка, и возможность попробовать и испытать все свойства красок, и своей интересной речевой паузой при этом в каждой части занятия присутствовал элемент развития мелкой моторики. У каждого ребёнка после занятий остался свой любимый момент, который запомнился ему больше всего. Первые успехи в работе вызвали у детей желание создавать тематические картинки сначала под моим руководством, а затем в собственном творчестве, что так же продолжает способствовать развитию воображения и фантазии детей.

Детям было интересно работать с пластилином, но нам приходилось заранее подготавливать пластилин для работы, чтобы он был наиболее мягок в использовании. Но не у всех детей это получалось легко, не которые всё же испытывали трудности. Многие быстро утомлялись и тут на помощь приходили упражнения с Су-Джок мячом. Но иногда приходилось разделять работу над упражнением на два раза.

Таким образом, проведенный эксперимент показал, что, используя различное нестандартное оборудование в работе по развитию движений тонкой моторики рук значительно повышает эффективность и качество коррекционной работы, содержание и формы работы определялись спецификой поставленных задач, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка экспериментальной группы.

И так, апробированная и проведенная нами система занятий по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития показала, что при плодотворной и регулярной комплексной работе можно добиться определённых успехов.

Публикации по теме:

Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста Мастер-класс для педагогов «Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в концепции развития мелкой моторики рук.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Изобразительная деятельность в детском.

Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Коврик для развития мелкой моторики рукКоврик для развития мелкой моторики рук для малышей своей группы я придумала вот такой коврик. он служит не только для развития мелкой моторики рук,но и для соотношения количества.

Коврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развитияКоврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.

Пособие для развития мелкой моторики рук. ФотоотчетПособие для развития мелкой моторики рук. Фотоотчет Фотоотчет. Пособие для развития мелкой моторики рук. "Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев"- так говорил В. А. Сухомлинский.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушение речи.Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушение речи. В своей работе с детьми в МБДОУ МО детский сад № 211накапливаю опыт по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Тренажер для развития мелкой моторики рук «На полянке»Тренажер для развития мелкой моторики рук «На полянке» Доброго времени суток! Хочу представить Вам тренажер для развития мелкой моторики рук "На полянке" В нашем детском саду проходит конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Система развития мелкой моторики рук М. Монтессори»
Опубликовано: 8 июня 2017 в 09:50
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Система развития мелкой моторики рук М. Монтессори»» (включая файлы) размещена пользователем Самохина Алеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД