юлия грибова
Консультация «Развитие коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребёнка в це-лом.
Однако у детей с нарушением интеллекта в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельно-сти, которая призвана стать опорой для всего психического развития в опре-делённом возрастном периоде. Следовательно, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие ребёнка с нарушением интеллекта. Формирование всех видов детской деятельности происходит на специальных занятиях, а затем переносится в свободную дея-тельность детей. Предпосылкой развития всех видов деятельности ребёнка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов. Од-нако одной потребности для возникновения деятельности недостаточно, ре-бёнок должен научиться понимать цель деятельности в доступной форме, в доступных пределах анализировать условия её осуществления. При этом малыш должен иметь уже достаточный уровень развития восприятия, наглядно-действенного мышления, общей и ручной моторики. Низкий уро-вень развития восприятия у детей с нарушением интеллекта выражается в том, что они не способны самостоятельно ориентироваться в условиях зада-чи, нуждаются в гораздо более детальном её разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.
Публикация «Консультация „Развитие коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Поэтому на начальном этапе весь обучающий процесс с детьми с нарушени-ем интеллекта организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребёнок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть актив-ным участником обучающего процесса. Важно сформировать у ребёнка эле-менты самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи. Лишь наличие всех элементов обучающего процесса обеспечивает успех коррекционной работы по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников у дошкольников с нарушением интеллекта.
Программой для детей с нарушением интеллекта предусмотрены следую-щие виды детской трудовой деятельности : воспитание культурно-гигиенических навыков, ручной труд и труд в природе, хозяйственно-бытовой труд.
На первом году обучения основное внимание уделяется воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, формиро-ванию навыков опрятности. Важно, чтобы к концу года ребёнок научился самостоятельно кушать, снимать и надевать одежду, мыть руки и пользо-ваться полотенцем, стремясь к самостоятельности в быту.
На втором году обучения большое внимание уделяется формированию навыков одевания и раздевания, что требует от ребёнка довольно развитых навыков обращения с пуговицами, липучками, кнопками, застежками, мол-ниями и шнурования. У детей даже в старшем возрасте встречаются трудно-сти при шнуровании, связанные с развитием мелких движений пальцев и с тем, что дети затрудняются в воспроизведении порядка шнурования. Необ-ходимо целенаправленно упражнять детей в овладении подготовительными действиями к формированию определенного навыка. Следует обязательно поощрять стремление детей оказать помощь товарищу. Оказание взаимо-помощи очень важно и в коррекционном отношении. Известно, что перенос уже усвоенного навыка в иную, даже сходную обстановку всегда очень за-труднен у детей с нарушением интеллекта. Ситуация, при которой ребёнок должен помочь товарищу, например, завязать шарф, застегнуть молнию, способствует перестройке косного стереотипа деятельности, заставляет его переосмыслить знакомые операции.
Третий год обучения характеризуется тем, что процесс формирования навы-ков самообслуживания проходит уже не на специальных занятиях, а остает-ся только в рамках выполнения режимных моментов. Трудовые навыки де-тей продолжают совершенствоваться на занятиях по ручному труду. У детей воспитывается интерес к работе с бумагой, природным материалом, который дети могут заготавливать в процессе прогулок и экскурсий. Работа с бумагой – это первый вид ручного труда, с которым знакомятся дети. Нужно, чтобы у детей сложился личный опыт обращения с бумагой, чтобы они поняли, что её можно складывать, мять, резать, отрывать мелкими кусочками, склеивать, накладывать один слой на другой. В процессе занятий у детей развиваются восприятие, мышление, мелкая и общая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь : обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи, активизируются основные функции речи – фиксирующая, регулирующая, планирующая. На занятиях по ручному труду широко используется и разнообразный природный материал, педагог демонстрирует детям поделки из него, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе. Труд в природе является отдельным видом детской деятельности. Нужно научить ухаживать за растениями на участке детского сада и в уголке живой природы. Обучение аккуратному поливу, обтиранию листьев крупных растений, рыхлению почвы способствует внимательному отношению к явлениям живой и неживой природы. Занятия по хо-зяйственно-бытовому труду направлены на воспитание у детей желания трудиться, выполнять поручения взрослых, уметь видеть беспорядок и устранять его. Дошкольников приучают поддерживать порядок в знакомом помещении и на знакомой территории. Важно сформировать у детей уста-новку, что они сами могут навести порядок в своих вещах, в игровом уголке, на игровом участке.
На четвёртом году обучения педагоги продолжают создавать условия по формированию у детей положительного эмоционального отношения к тру-ду взрослых, вызывают интерес к разным видам бытового труда. Детей про-должают знакомить с трудовыми обязанностями взрослых, с орудиями и предметами труда, их употреблений в процессе экскурсий, бесед, сюжетно-ролевых игр. В ходе выполнения режимных моментов детей привлекают к участию в посильных видах бытового труда. Дошкольников приучают выполнять обязанности дежурных по группе. В целом занятия воспитывают взаимопомощь и отзывчивость, формируют личностные и социальные качества характера дошкольников, позитивное поведение, формируют у детей желание помогать окружающим. Ни один вид детского труда не осуществляется вне речевого общения детей, обобщения ими в виде речевых высказываний итогов своих действий, результатов труда. В процессе выполнения различных трудовых заданий и поручений, в ходе специальных занятий по ручному труду у детей возникает стремление рассказать о том, что ими сделано, обменяться друг с другом своими впечатлениями.