Татьяна Ефремова
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
В статье рассмотрены особенности формирования культуры безопасного поведения дошкольников с нарушением интеллекта. Автором анализируется теоретический аспект данной проблемы, подчеркивается ее актуальность, обусловленная недостаточной подготовленностью детей данной категории к сложным жизненным ситуациям.
Публикация «Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- ЗПР. Задержка психического развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Проблема формирования культуры безопасного поведения дошкольников признаётся во всём мире, и считается одной из наиболее важных. Современный ребенок, развивающийся в век природных катаклизмов, техногенных катастроф и социальных конфликтов, для безопасной жизнедеятельности обязан знать необходимые правила поведения в природе и обществе, быть самостоятельным и ответственным. Задача взрослых – родителей и педагогов, подготовить его к встрече с различными ситуациями, сформировать стиль безопасного поведения в социуме.
Обстановка в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
По мнению Н. Н. Авдеевой, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, так как все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике [1].
На основании выше сказанного можно сформулировать понятие «культура безопасного поведения». Во-первых, это особого рода отношение к собственной безопасности, к самому себе, свойственное только человеку, во-вторых, это совокупность знаний, умений, навыков, способствующих адекватному поведению человека в различных ситуациях, в-третьих, это динамический стереотип поведения человека, выработанный на основе потребностей, способствующих безопасному образу жизни и определяющих бережное отношение человека к самому себе и окружающему миру.
Проблема безопасного поведения личности связывается с проблемами общей культуры человека.
Особую важность имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии безопасности человека в разнообразных жизненных ситуациях И. А. Баевой, Г. В. Грачева, П. А. Ваганова, М. Ю. Зеленкоав, В. Е. Лепского, Н. Г. Мехеда, В. Ф. Молчановского, Т. С. Кабаченко, М. А. Котика, А. Е. Шарихина и др. О формировании безопасного поведения личности говорится в исследованиях И. А. Баевой, Ю. Л. Воробьева, Р. А. Дурнева, В. Н. Мошкина.
Проблема формирования культуры безопасного поведения человека тесно взаимосвязана с вопросами, раскрывающими понятия «опасность», «безопасность», «опасное поведение», «безопасное поведение», «личность опасного типа», «личность безопасного типа», которые находятся в поле зрения ученых и педагогов.
В. М. Кобрин трактует понятие «опасность» таким образом: «Явления, процессы, обьекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно» [2]. Изучение опасностей как элемента социальной и педагогической действительности приводит к необходимости обосновать и проблему безопасности. Согласно официальным взглядам, в России под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Ряд исследователей (В. П. Зимонин, С. Т. Знаиди, Г. А. Казанцев, А. Н. Колесников, JI. B. Куликов, Д. А. Ловцов, Н. И. Локтионов, В. В. Марков, Е. В. Петров, Б. Н. Родионов, Н. И. Рыжак и др.) рассматривают безопасность как систему гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту основных ценностей; как внутреннее устройство процветающей системы в условиях конфликта и риска. Таким образом, понятие «безопасность» вполне оправданно рассматривать как защищенность систем, объектов, существ, изделий и т. п. от какого-либо поражающего фактора или их совокупности.
Т. А. Беспамятных, Н. В. Закревский, Э. М. Киселева, Л. A. Михайлов, A. B. Попков и др. определили характеристику личностей опасного и безопасного поведения. Основными чертами личности безопасного поведения, по мнению ученых, являются: общественно-коллективистские мотивы поведения человека; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и его самого.
В основе формирования личности безопасного типа лежит формирование навыков безопасного поведения. A. B. Гостюшин, И. К. Топоров и др. рассматривают культуру безопасного поведения человека в разных условиях: городских, природных, бытовых. Сущность понятия «навыки безопасного поведения» и их классификация представлена в работах С. А. Петрова, С. П. Черного. Они не только определили круг навыков безопасного поведения, которые необходимы детям, но и выделили основные из них, разработали критерии их оценки. Методологическая основа формирования культуры безопасного поведения освещается в работах B. Н. Латчука, С. К. Миронова, И. К. Топорова и др.
. В публикациях А. Г. Маслова, В. Я. Сюнькова, О. Шаровой рассматриваются вопросы формирования культуры безопасного поведения человека в природных условиях, а также навыков пожарной безопасности.
В настоящее время общепризнано, что одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, а составной частью воспитательного процесса в каждом дошкольном учреждении должен быть процесс формирования культуры безопасного поведения. Возрастные особенности (доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность) ребёнка дошкольного возраста обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости. То, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой. Это обусловлено его физиологическими особенностями, связанными с невозможностью самостоятельного определения степени опасности.
Особенную остроту данная проблема приобретает в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития : нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Дети с нарушением интеллекта – это умственно отсталые дети со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшим на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Им очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация в обществе. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, – нарушена детская жизнь. Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасности со стороны окружающей среды и социума.
Знакомство с окружающим социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у дошкольников с нарушением интеллекта достаточно поверхностно, фрагментарно, искажено. Присущая им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание рискованных ситуаций, в которых они оказываются.
Изучением особенностей развития дошкольников с нарушением интеллекта занимались такие известные ученые, как Л. С. Выготский, Д. Н. Исаев, А. А. Катаева, Л. В. Кузнецова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, С. Я. Рубинштейн, Е. А. Стребелева и многие другие.
Л. В. Кузнецова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, А. А. Катаева и другие ученые в своих исследованиях дали клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта, где выявили, что развитие ребенка данной категории протекает с большими отклонениями. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
По мнению Л. В. Кузнецовой и Л. И. Переслени, структура нарушений психики ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях, в том числе и в мыслительной деятельности. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития всех процессов, в том числе и мыслительной деятельности [3].
Таким образом, дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, с выраженными отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в том числе и их мыслительную деятельность.
Подводя итоги, можно сказать, что вопрос формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности и недостаточной разработанностью практических вопросов формирования соответствующих навыков поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.
Литература
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 144 с.
2. Кобрин, В. М. Безопасность жизнедеятельности / В. М. Кобрин. – Харьков, 1997. – 185 с.
3. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени. – М. : Академия, 2006. – 480 с.