Юлия Крымова
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического прогресса, темпа жизни и нехваткой времени у взрослых. Несомненно, мы должны учитывать, что в условиях жесткой конкуренции, завышенных требований в организациях, родителям требуется больше сил и времени, что бы сохранить свой социальный статус и достойным образом обеспечить существование своей семьи. Как следствие всего этого – дошкольники получают слишком мало внимания со стороны взрослых, а вместе с вниманием и опыта общения. Не малую роль в этой проблеме играют и современные средства массовых коммуникаций, транслирующие далеко не гуманные, а иногда и откровенно жестокие фильмы и мультфильмы, герои которых решают конфликтные ситуации силой и оружием. Эти стереотипы поддерживаются и компьютерными играми, и производителями игрушек. И вот уже для дошкольника примером поведения и источником получения опыта в сфере коммуникация становится очередной герой комиксов или компьютерной игры. Именно он создает стереотипы поведения и общения для маленького человека. А всегда ли эти ориентиры верны и правильны?
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях,» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблеме развития коммуникативных навыков просвещено большое количество публикаций, научных работ и педагогических разработок. Это дает возможность как педагогам, так и «продвинутым» родителям решать непростые задачи развития и воспитания гармоничной личности. Однако как показывает практика – большинство родителей не имеет достаточно времени и сил для поиска такого рода информации и реализации данного опыта на практике. В нашем центре ведется активная работа по просвещению родителей в сфере детских и детско-родительских отношений. Наши мамы и папы посещают курсы для родителей, а так же индивидуальные консультации. Однако основная нагрузка лежит на педагогах. Принципом нашей работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников в конфликтных ситуациях является принцип решения конфликта «здесь и сейчас». Данное условие помогает не только участникам конфликта, но и свидетелям происходящего (присутствующим детям и родителям) получить опыт конструктивного решения конфликта. Перед тем как рассмотреть практику психологической работы наших педагогов, давайте определим само понятие конфликта и его основные виды.
Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.
Мы возьмем за основу следующее определение конфликта : под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах : общении, поведении, деятельности.
Существует три типа конфликтов : внутриличностные, социальные и зооконфликты. Мы будем рассматривать первые два. При возникновении конфликтной ситуации ход занятия останавливается и задача педагога – помочь детям решить ее конструктивным путем. Если конфликт явный, то есть участвует несколько детей или детских групп, педагог предлагает каждой из сторон высказать свои недовольства или несогласия. В этот момент определяется объект и субъект конфликта. Объектом конфликта принимается действие или ситуация, а субъектом – противостоящие стороны. Педагог предлагает детям высказывать не только свои недовольства, но и эмоциональные переживания, связанные с конфликтом. Данное условие помогает снять эмоциональное напряжение субъектов конфликта через «Я - посыл». Далее, когда все стороны столкновения высказались, им предлагается предложить свои способы выхода из сложившейся ситуации. При этом педагог отслеживает что бы соперничество (противостояние) перешло в союзничество или компромисс, а не стало уходом или избеганием конфликта одной из сторон. Соответственно, при таких условиях и под контролем педагога, дошкольники получают не только положительный опыт разрешения конфликтов, но и развивают свои коммуникативные навыки.
Однако не всегда субъекты конфликта могут договориться сами. Тогда педагог подключает детей, которые не являются вовлеченными в ситуацию, а просто наблюдают со стороны. Они предлагают свои способы решения, при этом взрослый контролирует, чтобы из обсуждения были исключены оценочные высказывания в адрес субъектов. Дошкольники обсуждают только фактическую ситуацию и ее последствия. Конфликт считается разрешенным только тогда, когда субъекты соглашаются с определенным решением добровольно, и остаются довольны им.
В итоге, и субъекты конфликта, и его свидетели развивают свои коммуникативные навыки через активное и пассивное участие в его решении. Такого рода опыт считается более эффективным, чем монологические наставления взрослого, даже если каждое его слово – прописная истина.
Субъектом конфликта может быть и один человек. Такую ситуацию разглядеть сложнее, но не менее важно. Внутриличностный конфликт чаще наблюдается у детей стеснительных, замкнутых. Такой ребенок не станет кричать или плакать. Его конфликт можно определить по потухшему блеску в глазах, прерванному порыву поднять руку или встать со стула, опущенным плечам и нахмуренным бровям. Взрослому необходимо тактично и осторожно, создавая комфортную и обстановку, предложить малышу рассказать о своих переживаниях. Грамотный педагог заранее знает какая ситуация привела к внутриличностному конфликту и как его разрешить. Но его задача активизировать самого ребенка, поддержать и дать возможность принять активное участие в поиск решения. При затруднении субъекта конфликта, так же можно привлечь свидетелей ситуации. Но, все же, основная задача педагога развить коммуникативные навыки самого субъекта, создать условия для активного вербального общения.
Для педагога данный способ разрешения детских конфликтов конечно сложнее и требует большего терпения и профессионализма. При этом цели и задачи конкретного тематического занятия иногда отходят на второй план, или даже не реализуются. Тогда педагог корректирует содержание следующей встречи, с учетом сложившихся обстоятельств. Мы уверенны, и практика это доказывает, что потраченное на решение конфликта время сейчас, компенсируется в будущем. Самое главное – это судьба человека, на корою влияет каждое слово и каждое событие. И от того, как сейчас решился конфликт, какой опыт получил дошкольник, зависит то, как сложится его будущее.
Литература
1. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2000.
2. Пиз Аллан. Язык телодвижений. М. : Эксмо – Пресс, 2000.
3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1997.