Татьяна Ефремова
Особенности поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Физическое и психологическое здоровье ребенка тесным образом взаимосвязано с особенностями его поведения. Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и особенностями поведенческой сферы.
Публикация «Особенности поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Поведение рассматривается как внешнее проявление деятельности человека, это постоянно изменяющаяся система взаимодействия субъекта с миром. Формирование личности ребенка происходит в процессе накопления его жизненного опыта: взаимодействуя с окружающим миром, социализируясь в нем, ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения – натуральное поведение постепенно превращается в культурное – со временем социальная жизнь преобразует внешние приемы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, его культурные навыки во внутренние процессы [4].
Формирование безопасного поведения – одна из важнейших целей воспитательного процесса и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребенка. У детей с нарушением интеллекта реализация задач по воспитанию нормативного поведения осложнена. Основные причины: выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы, низкие возможности произвольной регуляции деятельности и поведения [1]. Расстройства в аффективной и поведенческой сферах являются частыми характеристиками детей с нарушением интеллекта. Д. Н. Исаев, выделяет типы психопатоподобных расстройств детей [2]. В. В. Ковалев предлагает классификацию поведенческих расстройств детей с нарушением интеллекта [3].
Детям с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики : мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Е. Р. Баенская, В. В. Лебединский, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, отмечают, что у детей снижены активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических потребностей. Слабая активность, моторная недостаточность детей приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями.
В поведенческих реакциях дошкольников наблюдаются различные варианты проявлений. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений, которые носят полярный характер. Среди них выделяют гиперактивных детей, которых легко распознать с самого раннего детства. В раннем возрасте они беспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные, неадекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Поведение этих детей очень неустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшем изменении окружающей обстановки они возбуждаются сильнее. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечаются повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых – склонность к резким аффективным вспышкам.
Другая группа детей демонстрируют резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У инертных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе его выполнения. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности.
Часто у дошкольников с нарушением интеллекта встречается девиантное поведение, которое характеризуется отклонением от принятых нравственных норм. Оно определяется как стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями, соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) [5].
Рассмотрим несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения.
1. Уравновешенные дети. Им свойственно относительно спокойное и уравновешенное поведение. Они достаточно активны, не обнаруживают больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, аффективные реакции носят эпизодический характер, нет стойких проявлений патологических влечений. Круг их общения ограничен. Положительно восприимчивы к педагогическому воздействию (через убеждение, беседы, порицания). Не следует часто использовать похвалу для этой категории детей – это может сформировать завышенную самооценку. Похвалу следует адресовать одновременно нескольким ребятам, что предупредит появление чувства превосходства над другими.
2. Заторможенные дети. Не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Вялы и неактивны, часто эмоционально обделенные, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания. Не хотят принимать участия в играх, общей деятельности с детьми, но, как правило, выполняют просьбы взрослых. Им необходима дополнительная стимуляция: более частые обращения к ним, просьбы, индивидуальные развивающие задания с учетом интересов и склонностей ребенка, вовлечение в общие игры, постоянное одобрение и эмоциональная оценка их успехов, даже незначительных.
3. Легковозбудимые дети. Проявляют стойкую (повышенную) аффективную возбудимость, расторможенность, психическую неустойчивость. В их поведении сочетается импульсивность с повышенной внушаемостью, ведомостью. Основные мотивы поведенческих реакций – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны. Таким детям необходим охранительный режим, медикаментозная терапия и целенаправленное воспитание. Они нуждаются в постоянном поощрении, что укрепляет их уверенность в своих силах [4].
С целью решения проблемы формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности культуры безопасного поведения. Эксперимент проходил на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 15 детей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии: «органическое поражение центральной нервной системы со снижением интеллекта до степени нерезко выраженной имбецильности или умеренно-выраженной дебильности», «недоразвитие речи», «безречье», «ранний детский аутизм», «олигофрения в стадии умеренно выраженной дебильности», «выраженные эмоционально-волевые нарушения», «синдром Дауна», «симптоматическая эпилепсия в стадии ремиссии», а также их родители.
Констатирующий эксперимент включал пять экспериментальных серий. Первая серия была направлена на выявление представлений, знаний и умений детей об особенностях поведения на природе, вторая серия – представлений о культуре поведения на дорогах и улицах города, третья серия – умений вести себя при общении с незнакомыми людьми, четвертая серия – знаний о безопасном поведении в чрезвычайной ситуации (при пожаре, пятая серия – представлений о безопасном поведении в быту.
Исследование начиналось беседой с родителями воспитанников, направленной на выявление уровня знаний о взаимодействии ребенка с окружающей действительностью в разных ситуациях. Результаты беседы показали, что не все родители знают о правилах, которыми должны владеть дошкольники, чтобы не попасть в сложную жизненную ситуацию; многие имеют отдельные, фрагментарные знания, но не могут научить детей применить их в моделируемой ситуации; некоторые родители не считают нужным знакомить детей с телефонами экстренных служб с мобильного телефона: 01, 02, 03, 112 и пр.
При комплексной оценке уровня сформированности культуры безопасного поведения у детей с нарушением интеллекта использовался комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальные беседы с детьми, наблюдение за поведением детей в разных ситуациях чтение художественной литературы с последующим разбором, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач, анкетирование родителей, педагогический эксперимент.
Экспериментальное исследование показало, что представления о безопасном поведении дошкольников с нарушением интеллекта сформированы недостаточно, это проявляется в содержании игровой, продуктивной и речевой деятельности, а также в отсутствии навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. У детей в основном встречаются средний, низкий и очень низкий уровни знаний о культуре безопасного поведения в социуме.
После проведения констатирующего эксперимента можно сказать о том, что вопрос о формировании культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в воспитании социально адаптированной личности ребенка. Неопределённость современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и его умения успешно справляться со сложными жизненными ситуациями, демонстрируя адекватное поведение. Здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.
Литература
1. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 25–35.
2. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб. : Речь, 2005. – 400 с.
3. Ковалев, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалев. – М. : Медицина, 1985. – 286 с.
4. Морозова, Н. Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1984. – 120 с.
5. Рычкова, Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция : [практическое пособие для воспитателей и логопедов] / Н. А. Рычкова. – М. : Тандем : Гном-пресс, 2007. – 295 с.