Наталья Николаевна Табуренко
Консультация «Работа с неблагополучными детьми и их семьями»
Психолого-педагогическая работа с неблагополучными детьми и их семьями
Проблемная семья и проблемный ребенок – понятия, как правило, неразделимые. И сегодня факт необходимости работы с неблагополучными детьми и их семьями с целью сохранения и восстановления детско - родительских отношений не требует доказательств. Работа эта сложна, продолжительна по времени и глубоко индивидуальна. Специалист, работающий с проблемным ребенком и его семьей, ищет свои подходы для усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и общие для всех. Для более адресной и скорректированной работы по устранению изъянов семейного воспитания и организации дифференцированной работы предлагаем подразделять семьи на пять типов :
Публикация «Консультация „Работа с неблагополучными детьми и их семьями“» размещена в разделах
1. Семья, в которой трудные родители. Эта часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь, или семья, из которой дети вытеснены.
2. Семья, где господствует безнадзорность. Это семьи, где родители, чаще всего, пьющие.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей (не понимают детей, не знают методов воздействия, недооценивают семейное воспитание, подрывают авторитет школы и учителей).
4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью (дети растут эгоистами, излишне практичными потребителями, и родители это поощряют).
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В основе воспитания – физические наказания, поэтому растут дети жестокими и озлобленными.
Для организации помощи детям и их семьям была избрана оптимальная форма работы : индивидуальное и групповое психологическое консультирование. Эффективность работы с проблемой ребенка и его семьи зависит от того, к какой категории относится семья, и от специалистов, которые с ней работают. Специалисты – это педагог-психолог и педагог социальный. Если этот тандем взаимодействующий и работает по совместному плану, то и результат будет. Для успеха нужна дифференцированная работа с разными типами семей. Что значит дифференцированное обучение родителей? Это обучение родителей разных категорий силами специалистов по воспитанию детей. Исходя из этого, следует учитывать основные требования к организации работы родительского всеобуча: целенаправленность – зачем родитель школе; системность – не эпизодически; содержательность; профессионализм (педагогов, ищет помощь; креативность (творческий подход); преемственность (дошкольные учреждения – школа) – с родителями детсадовцев в школе работает педагог, с детьми – психолог, начальная школа – базовая, базовая школа – старшая школа; диалогичность (разговор с родителями, партнерские отношения; использование активных форм. Всеобуч необходим для формирования осознанного родительства на основе потребностей модели (работать на потребности родителей). В своей основе психолого-педагогическая работа с неблагополучными детьми и их семьями направлена на защиту прав и интересов детей и восстановление детско-родительских отношений.