Марина Михайленко
Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться ими в своей речи.
Из многочисленных приёмов словарной работы, хочу выделить следующее:
1.Показ и называние нового предмета (или его признак, действия, с тем, чтобы создать у ребёнка образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом. Показ предмета сопровождается пояснением, которое помогает ребёнку понять его сущность, развивает у него не только целенаправленное внимание, умение не только смотреть, но и видеть.
Публикация «Консультация для воспитателей „Словарная работа в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Новое слово обязательно проговаривается (хорошо индивидуально, а в случае необходимости с некоторыми детьми ещё раз отражённо. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее выполняются различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребление в предложении.
2.Объяснение значения нового слова: хлебница – посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе и т. д.
3.Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний: громадный дом – очень большой дом, тот, который выше других домов.
4.Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, например (этот забор высокий или низкий, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Воспитатель не ограничивается ответами детей на поставленные вопросы. Он развивает у них речевую активность, в частности учит их самостоятельно ставить вопросы.
5.Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6.Распространение предложений путём обстоятельств причины, следствия, цели.
Примеры различных заданий, способствующих совершенствованию словаря по частям речи.
Глагол.
Задание № 1. Уточнить название отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми: собака – лает; конь – ржёт; кукушка – кукует; комар – пищит; бабочка – порхает; кузнечик – стрекочет.
Игровые приёмы: воспитатель бросает одному из детей мяч и предлагает угадать: «Воркует кто? Жужжит? Жалит?» Можно предложить игру «Волшебный ящик». В ящик сложены разные игрушки (лягушка, собака) вызванный ребёнок, доставая игрушку из ящика, но, не видя её, наощупь определяет, и называет игрушку вместе с действием. Например: утка – крякает, корова – мычит.
Задание №2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками. Составить с ними предложения:
а) по демонстрируемому действию;
б) по картинкам.
Игровые приёмы: дидактическая игра «Как сказать правильно?» Воспитатель называет предложение, употребляя неправильно глаголы. Дети должны найти и исправить ошибку.
Например: «Девочка подбежала из дома – девочка выбежала из дома; мальчик прыгнул на забор – мальчик прыгнул через забор; мама вошла из магазина – мама вышла из магазина».
Задания №3. Научить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида. Лексический материал:
Девочка наливает воду в графин (налила); Миша ловит Катю (поймал); Дети строят из кубиков новый дом (построили).
Игровые приёмы: детям раздают парные картинки, на которых нарисованы различные действия, законченные и незаконченные. Каждый ребёнок называет то, что нарисовано на картинках (пьёт воду – выпил воду; выливает – вылил).
Задание №4. Обучить детей подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим лица (одушевлённым и неодушевлённым).
Имя существительное.
Задания №1. научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять в предложениях.
Лексический материал: стул – стулья; дерево – деревья; лист – листья; карась – караси; голубь – голуби; гусь – гуси.
Задание №2. Научить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и составлять с этими словами предложения.
Примерный лексический материал: лев – львы - львов; пень – пни – пней; дело – дела – дел; белка – белки – белок и т. д.
Можно предложить детям составить с этими словами предложения. Например: У утки много утят. В стаде пять телят.
Задания №3. Научить детей подбирать недостающее слово в предложении и употреблять его в нужном падеже.
«Вова нарисовал львов. Он показывает (львов) маме. Вова любуется своими (львами). Он рассказывает старшей сестре о…. (львах).
Задание №4. Научить детей определять предмет по названию его составных частей. «Ствол, ветки, сучья, листья – дерево».
Имя прилагательное.
Задания №1. Учить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными во всех падежах единственного и множественного числа. Научить составлять предложения по картинкам, используя соответствующие прилагательные.
Примерный лексический материал: «На земле лежит белый пушистый снег. На ветке распустились молодые зелёные листочки. Мальчик вырезал маленькую деревянную лошадку».
Задание №2. Научить образовывать прилагательные от наречий и составлять с этими прилагательными предложения.
Быстро – быстрый; прямо – прямой; храбро – храбрый; плохо – плохой; чисто – чистый; тяжело – тяжёлый; узко – узкий; светло – светлый.
Примерные типы предложений:
Волга река (какая) – широкая; Летом воздух (какой) – тёплый.
Задания №3. Составлять предложения по опорным словам.
Например: озеро, вода, в, холодная – В озере вода холодная.
ленивый, плохие, получает, мальчик, отметки – Мальчик получает плохие отметки.
дрозд, храбрый, птенца, своего, спас – Храбрый дрозд спас своего птенца.
Задание №4.
а) научить образовывать прилагательные от существительных:
дерево – деревянный; клюква – клюквенный; снег - снежный; ситец – ситцевый.
б) подобрать предметы, про которые можно сказать: деревянный (-ая): кожаный (-ая); ситцевый (-ая).
в) составить предложения, употребив разные прилагательные, например: на столе стоит деревянный Буратино.
г) подобрать существительные к прилагательным: манная…; вишнёвый…; железный…;
д) ответить на вопросы: «Какие дома строят в селах? Какие дома строят в городах? Какую посуду делают из стекла?
Осуществляя словарную работу, важно помнить:
а) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе их активной познавательной деятельности;
б) формирование словаря проходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей; для того, чтобы развивать у детей внимание к слову, его различным оттенкам, значениям, выработать у них умение выбирать из своего словарного запаса нужные слова, совершенствовать логическое мышление.
Спасибо за Ваше внимание и голоса!