Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду»

Марина Михайленко
Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться ими в своей речи.

Из многочисленных приёмов словарной работы, хочу выделить следующее:

1.Показ и называние нового предмета (или его признак, действия, с тем, чтобы создать у ребёнка образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом. Показ предмета сопровождается пояснением, которое помогает ребёнку понять его сущность, развивает у него не только целенаправленное внимание, умение не только смотреть, но и видеть.

Публикация «Консультация для воспитателей „Словарная работа в детском саду“» размещена в разделах

Новое слово обязательно проговаривается (хорошо индивидуально, а в случае необходимости с некоторыми детьми ещё раз отражённо. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее выполняются различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребление в предложении.

2.Объяснение значения нового слова: хлебница – посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе и т. д.

3.Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний: громадный дом – очень большой дом, тот, который выше других домов.

4.Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, например (этот забор высокий или низкий, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Воспитатель не ограничивается ответами детей на поставленные вопросы. Он развивает у них речевую активность, в частности учит их самостоятельно ставить вопросы.

5.Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6.Распространение предложений путём обстоятельств причины, следствия, цели.

Примеры различных заданий, способствующих совершенствованию словаря по частям речи.

Глагол.

Задание № 1. Уточнить название отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми: собака – лает; конь – ржёт; кукушка – кукует; комар – пищит; бабочка – порхает; кузнечик – стрекочет.

Игровые приёмы: воспитатель бросает одному из детей мяч и предлагает угадать: «Воркует кто? Жужжит? Жалит?» Можно предложить игру «Волшебный ящик». В ящик сложены разные игрушки (лягушка, собака) вызванный ребёнок, доставая игрушку из ящика, но, не видя её, наощупь определяет, и называет игрушку вместе с действием. Например: утка – крякает, корова – мычит.

Задание №2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками. Составить с ними предложения:

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам.

Игровые приёмы: дидактическая игра «Как сказать правильно?» Воспитатель называет предложение, употребляя неправильно глаголы. Дети должны найти и исправить ошибку.

Например: «Девочка подбежала из дома – девочка выбежала из дома; мальчик прыгнул на забор – мальчик прыгнул через забор; мама вошла из магазина – мама вышла из магазина».

Задания №3. Научить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида. Лексический материал:

Девочка наливает воду в графин (налила); Миша ловит Катю (поймал); Дети строят из кубиков новый дом (построили).

Игровые приёмы: детям раздают парные картинки, на которых нарисованы различные действия, законченные и незаконченные. Каждый ребёнок называет то, что нарисовано на картинках (пьёт воду – выпил воду; выливает – вылил).

Задание №4. Обучить детей подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим лица (одушевлённым и неодушевлённым).

Имя существительное.

Задания №1. научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять в предложениях.

Лексический материал: стул – стулья; дерево – деревья; лист – листья; карась – караси; голубь – голуби; гусь – гуси.

Задание №2. Научить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и составлять с этими словами предложения.

Примерный лексический материал: лев – львы - львов; пень – пни – пней; дело – дела – дел; белка – белки – белок и т. д.

Можно предложить детям составить с этими словами предложения. Например: У утки много утят. В стаде пять телят.

Задания №3. Научить детей подбирать недостающее слово в предложении и употреблять его в нужном падеже.

«Вова нарисовал львов. Он показывает (львов) маме. Вова любуется своими (львами). Он рассказывает старшей сестре о…. (львах).

Задание №4. Научить детей определять предмет по названию его составных частей. «Ствол, ветки, сучья, листья – дерево».

Имя прилагательное.

Задания №1. Учить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными во всех падежах единственного и множественного числа. Научить составлять предложения по картинкам, используя соответствующие прилагательные.

Примерный лексический материал: «На земле лежит белый пушистый снег. На ветке распустились молодые зелёные листочки. Мальчик вырезал маленькую деревянную лошадку».

Задание №2. Научить образовывать прилагательные от наречий и составлять с этими прилагательными предложения.

Быстро – быстрый; прямо – прямой; храбро – храбрый; плохо – плохой; чисто – чистый; тяжело – тяжёлый; узко – узкий; светло – светлый.

Примерные типы предложений:

Волга река (какая) – широкая; Летом воздух (какой) – тёплый.

Задания №3. Составлять предложения по опорным словам.

Например: озеро, вода, в, холодная – В озере вода холодная.

ленивый, плохие, получает, мальчик, отметки – Мальчик получает плохие отметки.

дрозд, храбрый, птенца, своего, спас – Храбрый дрозд спас своего птенца.

Задание №4.

а) научить образовывать прилагательные от существительных:

дерево – деревянный; клюква – клюквенный; снег - снежный; ситец – ситцевый.

б) подобрать предметы, про которые можно сказать: деревянный (-ая): кожаный (-ая); ситцевый (-ая).

в) составить предложения, употребив разные прилагательные, например: на столе стоит деревянный Буратино.

г) подобрать существительные к прилагательным: манная…; вишнёвый…; железный…;

д) ответить на вопросы: «Какие дома строят в селах? Какие дома строят в городах? Какую посуду делают из стекла?

Осуществляя словарную работу, важно помнить:

а) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе их активной познавательной деятельности;

б) формирование словаря проходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей; для того, чтобы развивать у детей внимание к слову, его различным оттенкам, значениям, выработать у них умение выбирать из своего словарного запаса нужные слова, совершенствовать логическое мышление.

Спасибо за Ваше внимание и голоса!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Консультация для воспитателей «Театральная студия в детском саду» Театральная студия в нашем ДОУ работает по программе,созданой на основе учебной развивающей программы Щеткина А. В. «Театральная деятельность.

Консультация для воспитателей «Изодеятельность в детском саду» Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря.

Консультация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду» Цель: Оздоровительная работа детей – сохранение.

Консультация для воспитателей «В детском саду-мюзикл?!» Видео В ДЕТСКОМ САДУ – МЮЗИКЛ!Почему же мюзикл, да еще и в детском саду! Такой вопрос в мой адрес прозвучал неоднократно. Постараюсь ответить.

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание детей в детском саду Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий.

«Мини-музей в детском саду». Консультация для воспитателей Актуальность проблемы создания мини-музеев в детском саду. Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов.

Консультация для воспитателей «А у нас, в детском саду, мы играем» 1-слайд. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,.

Консультация для воспитателей «Тестопластика — лепка в детском саду» Методическая разработка Тестопластика – лепка в детском саду. Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 11:24
+222Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Михайленко (УИ 168422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 167.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД