Анна Лебедева
Консультация «Применение Тико-конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Звуки»
2. «Буквы»
3. «Логопедический сундучок»
4. «Грамматика»
Речь является уникальным даром. Ребёнок растёт, развивается физически – это заложено в нём природой, с этим он прекрасно справляется самостоятельно. А как быть с речью? Нужно ли помогать ребёнку её развивать? Безусловно да!
Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Темочки:
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Строительный материал. Методические разработки
- Тико-конструктор
- Темочки
Мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л. В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляционных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют сохранению звукопроизносительных дефектов речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи.
Наглядные средства, такие как набор конструктора ТИКО «Звуки», «Логопедический набор №2» — «Буквы», «Грамматика», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в создании ребенка «Физиологический образ звука»
Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произношении звуков, умели рассказывать и показывать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.
Использование рисунков – символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения нормированного звука. А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс благодаря увлекательной конструкторской деятельности и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.
Применение в логопедической работе конструктора ТИКО актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно – логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключение всех анализаторов:
Формирование кинестетической основы движения;
Формирование кинетической основы движения.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов для обучения. Одной из таких новых технологий является ТИКО конструирование.
Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, развитию мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания.
Конструктор ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика» — это уникальный инструмент, помогающий постичь все «премудрости» азов русского языка, выучить азбуку, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
В коррекционно-логопедической работе мы привыкли конструирование слов (ЗАС) проводить с использованием разрезной азбуки, схем, но это было не всегда удобно. В настоящее время игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Логопедический сундучок» и «Грамматика» позволяют на занятиях охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. Ребята, с увлечением работают с конструктором, открывая законы языка. У детей без принуждения происходит автоматизация и закрепление звуков.
Конструктор помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, дает возможность выучить буквы и научиться сливать их в слоги, перейти к слитному чтению, что несомненно повышает мотивацию к обучению.
Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития.
Предлагаю вашему вниманию примеры игр с ТИКО конструктором :
«Волшебный мешочек»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Оборудование: буквы из конструктора ТИКО, непрозрачный мешочек.
Возраст: с 4 лет.
Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).
«Придумай слово по модели»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход: Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя ( слова: мак, рак, сок и т. д).
«Цепочка слов»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход: У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.
Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т. д.
«Составь или напиши слово»
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход: Каждому ребёнку логопед дает картинку. Ребёнок называет ее, а затем выкладывает (пишет) название буквами.
«Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Возраст: с 6 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.
«Собери слово»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход: Перед ребенком рассыпаны слоги из конструктора Тико (КАР, НА, ТИ, ШИ, МА, НА). Задача ребенка собрать слова – картина, машина.
Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика»
1. Характеристика звука, буквы.
2. все звуки и буквы русского языка;
3. понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
4. классификацию звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
• красный (гласная буква)
• синий (согласная твёрдая буква)
• зелёный (согласная мягкая буква)
• белый (Ъ и Ь знаки).
3. Развитие фонематического слуха.
• Подобрать и показать соответствующий заданному педагогом звук
4. Формирование звуко-слоговой структуры слов.
• Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом)
• составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов)
• чтение слов по слогам.
5. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
• Деление слога на отдельные звуки
• составление и проговаривание слогов с заданными звуками
• деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука
• составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).
6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.
• составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком
7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.
• Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов
• составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.
8. Развитие мелкой моторики.
• Соединение деталей конструктора между собой различными способами
разъединение деталей после выполнения задания.