Надежда Гридасова
Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить его стороны. Он охватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное изображение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета, т. е. цвет еще не стал для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Публикация «Консультация „Особенности сенсорного развития детей раннего возраста“, часть 1» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Развитие предметной деятельности в дошкольном возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложечку, которой он ест сам от большой, которой пользуется взрослый. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяется правильно. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.
Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки и т. д. ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками – цветом, формой, величиной.
В дошкольном возрасте некоторые хорошо знакомые ребёнку предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов: треугольные объекты с крышей, красное – помидор. Ребенок переходит к зрительному состоянию свойств предметов с меркой которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, а потом по величине и лишь потом по цвету.
Перемещение в пространстве открывает для ребёнка новые способности, теперь он сам выбирает объект, на который направлено действие, внимание.
В связи с овладением речью малыш учится реагировать, удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко, указывает на знакомые ребен у действия, предметы. Ребенок может выслушивать внимательно короткие рассказы, стишки, песенки, сказки.
В младшем дошкольном возрасте быстро увеличивается количество предложений. В рамках детства продолжает развиваться понимание речи взрослых. Понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок уже понимает название предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. В действиях ребёнка наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированности образа.
Развитие начальных форм воображения у ребенка младшего возраста связано с обобщенностью игровых действий прочно входят замещения (предметы – заместители).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности, освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению
некоторых связей между целым и частью или двумя предметами.
Ребенок расширяет кругозор с помощью наглядно-действенного мышления, у ребенка появляются первые мыслительные операции сравнение, обобщение
Особенности памяти в младшем возрасте:
обогащение содержание представлений;
возрастает объем и прочность сохранения материала;
появляется новый процесс памяти (воспроизведение);
бурное развитие получает словесная память.
Восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, освоенное ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается с младшего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы.
Освоение эталонных значений качества проходит в три периода:
1. Длится до начала третьего года жизни – это период сенсомоторных пред эталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, некоторые особенности формы, величины, расстояние и т. д.
2. Длится в среднем до 5 лет.
3. 5 лет и старше.
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.