Анастасия Спицина
Консультация «Основные принципы ранней логопедической помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Общие принципы работы с детьми первых лет жизни:
• Социальная среда и роль взрослого – важные факторы социального, познавательного и речевого развития ребенка в раннем возрасте.
• Поэтому особые требования предъявляются к речи взрослого и его умению создавать и моделировать такие ситуации, которые позволяют стимулировать речевую активность детей, а также формировать их речевые умения и навыки.
Публикация «Консультация „Основные принципы ранней логопедической помощи“» размещена в разделах
• При этом необходимо помнить, что стимулирующее воздействие на речь ребенка в случае задержки речевого развития должно соответствовать не фактическому возрасту малыша, а актуальному уровню его речевого развития, именно тому, на котором он находится в настоящее время.
• В довербальный период общение ребенка со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Необходимым условием полноценного формирования коммуникации при этом является создание благоприятного, позитивного эмоционального фона, стимулирующего ребенка к общению.
• Основной задачей коррекционно-развивающего воздействия в довербальный период является стимуляция подражательной речевой деятельности малыша. Необходимо помочь ребенку выразить себя в форме любых звуковых проявлений, стимулируя его одобрением.
• Период появления первых слов относится к наиболее значимым периодам развития речи. Известно, что понимание ребенком обращенной к нему речи намного опережает собственно говорение и является важнейшей основой и предпосылкой возникновения первых слов и элементарных фраз.
• Поэтому основными задачами коррекционно-логопедической работы с детьми, находящимися на начальном этапе вербального периода развития, являются:
o расширение объема понимания обращенной к ребенку речи,
o стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражательной (имитативной) и собственно речевой активности.
• Доступность и понятность языка для ребенка при общении с ним по самым актуальным для малыша вопросам дает наилучший стимулирующий результат для речевого развития.
• Родители должны привлекать внимание ребенка к предметам: подносить малыша к тому предмету, до которого он не может дотянуться, показывать его и рассказывать о нем. Все эти действия имеют определенный смысл для ребенка, именно таким образом он общается с родными.
• Речь взрослого должна быть достаточно эмоциональна, хорошо интонирована, с четкой артикуляцией и выделением ударного слога. Важно, чтобы во время обращения к ребенку он мог видеть как движения губ взрослого, так и тот предмет, который называется.
• Необходимо «подстраивать свою речь под малыша», говорить тише или громче, медленнее или быстрее, если нужно, делать паузы и прислушиваться к звукам, которые издает ребенок, повторять их за ним. Желательно комментировать все, что делает ребенок
• Жесты, мимика и интонация для малыша, который только начинает овладевать родным языком, являются основными средствами общения со взрослыми. С их помощью он может выражать свои чувства, потребности, желания и влиять на окружающих.
• Стимулируя речевую активность ребенка, родители или педагоги должны активно использовать жесты и мимику, чтобы объяснить смысл слов и показать, каким образом он может выразить свои желания и потребности.
• Невозможно учить ребенка только словесно. Необходимо использовать предметы, игрушки и игровые материалы. При этом они должны соответствовать возрасту малыша и уровню его развития. Нужно подбирать такие предметы и игрушки, которые привлекут внимание ребенка своей яркостью, формой, текстурой.
• Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание, прием пищи и т. п., ценны тем, что изо дня в день они протекают почти в тождественных условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Естественность обстановки создает условия для обращения к детям по разнообразным поводам, что соответственно формирует у них потребность в общении. При этом нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации.
• Необходимым условием является использование речи во всех сферах его жизненной активности, и прежде всего в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры-занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать не в директивной форме, а как занимательную и интересную игру.
• При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками.