Светлана Мишланова
Консультация «Организация и проведение речевой деятельности на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в ДОУ подчиняется Федеральному государственному образовательному стандарту, который ориентируют нас на формирование успешной личности. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, так как мы должны подготовить и выпустить в школу всесторонне развитого и успешного ребёнка.
Одной из областей образовательной программы дошкольного образования является речевое развитие.
В детском саду работа по развитию речи детей осуществляется не только во время образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах. И одним из них является прогулка.
Публикация «Консультация „Организация и проведение речевой деятельности на прогулке“» размещена в разделах
Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, умениями и навыками, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям программы, одновременно развивая их речь.
При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
В ежедневный план проведения прогулок включаются наблюдения, художественное слово, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, опыты, индивидуальная работа, труд, самостоятельная деятельность детей.
В нашей группе разработана картотека прогулок на каждый сезон.
Согласно методике, прогулка состоит из 5 частей, в каждую из которых включаются задания и упражнения, позволяющие развивать речь детей.
1. Познание
включает в себя:
*наблюдение, целью которого является формирование представлений об изменениях в природе ( здесь прослеживаются почти все лексические темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Одежда», «Обувь, головные уборы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Деревья», «Насекомые», «Овощи», «Цветы», «Инструменты», а также формирование представлений о труде взрослых на территории детского сада и за его пределами.
*опыты, изучающие свойства снега, воды и песка расширяют кругозор детей, а вместе с ним обогащают словарь (снег (какой) белый, мягкий, липкий, холодный; снег (что делает) падает, кружится, тает)
*вопросы воспитателя побуждают детей реагировать на обращённую речь, позволяют активизировать речь детей, закрепить навык ответа полным предложением, навык построения грамматических конструкций с использованием предлогов и союзов ( например: «Зима, потому что на улице морозно», «Зимой идёт снег, а летом дождь»);
*словарную работу, которая обогащает предметный и глагольный словарь, словарь признаков (д/у «Назови правильно», «Какой? Какая? Какие?», «Кто что делает?», «Кто как передвигается?» и т. д., позволяет закрепить навыки обобщения («Назови одним словом», навыки образования относительных и притяжательных прилагательных («С какого дерева лист?», «Чьи следы?», закрепить названий деталей одежды, частей растений, частей тела птиц, насекомых;
* художественное слово: используются стихотворения, поговорки, пословицы, загадки, приметы, что позволяет знакомить детей с художественной литературой и народным творчеством, формировать к ним интерес, развивать и обогащать речь детей.
2. Подвижная игра.
Часто сопровождается речевым материалом, простой рифмой, которую дети легко запоминают. Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к речи взрослого, к своей и к речи сверстников, слышать и корректировать ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи и коммуникативные навыки. («Гуси-лебеди», «Кот и мыши» и т. д.)
3. Игра малой подвижности.
В данной части прогулки можно делать с детьми дыхательные и голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику, физминутки, самомассаж в сочетании с речевым материалом.
Также можно использовать упражнения для развития неречевого и речевого слуха(«Угадай, что звучит», «Далеко-близко», «Кто позвал?», «Повтори за мной», «Глухой телефон», «Цепочка слов» и т. д., различные речевые игры для активизации словаря, для закрепления навыков словоизменения и словообразования, подбора антонимов (например, с использованием мяча) : «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает», «Назови ласково», «Один-много», «Придумай слово», «Скажи наоборот» и т. д.
Организуются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых развиваются коммуникативные навыки, диалогическая речь, в свободной речи закрепляются поставленные звуки.
4. Индивидуальная работа
по развитию речи на прогулке опирается на рекомендации учителя-логопеда и направлена на закрепление знаний и навыков, полученных ребёнком на занятиях (отработка звукопроизношения, заучивание стихов, потешек).
5. Труд
даёт возможность не только формировать трудовые навыки и умения, но и формировать умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, вместе планировать работу. Общение в процессе труда пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий.
В самостоятельной игровой деятельности детей также отражаются знания и впечатления, полученные ими на занятиях и в повседневной жизни, происходит закрепление навыков и поставленных звуков в свободной речи.
Для родителей воспитателями группы подготовлены консультации по развитию речи, папки-передвижки и памятки.
Итак, процесс развития речи детей непрерывен. Не только в процессе образовательной деятельности, но и в условиях прогулки детям предоставляются условия для всестороннего развития, для самостоятельных действий при ознакомлении с окружающим миром, для свободной игры, в процессе которой происходит активизация речи детей и овладение родным языком.