Надежда Огаркова
Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и проведение зимних прогулок»
Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация и проведение зимних прогулок“» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей
- Зимние прогулки. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Правильно организованная и продуманная прогулка создаёт условия для : оптимизации двигательной активности детей; закаливания детского организма в естественных условиях; развития наблюдательности и познавательных способностей детей; знакомства детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых; развития детской самостоятельности.
Санитарные нормы при организации прогулки в зимний период
Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки : все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН ;
Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать зимнему периоду ( Сюжетные игрушки разных размеров: (медведи, зайцы, лисы, белки, волки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним: саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны.
Снежные постройки:(фигуры для закрепления навыков равновесия; фигуры для перешагивания; фигуры для упражнений в метании; фигуры для подлезания; горки для скатывания; фигуры для украшения участка). К ним должны быть соблюдены определенные требования.
Требования безопасности на прогулке в зимний период :
Воспитатель обязан оградить детей от воздействия опасных факторов, характерных для зимнего периода : переохлаждение, обморожение, намокание одежды, обуви.
Виды прогулок в детском саду
По месту проведения :
-на участке учреждения;
-пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
-целевые прогулки
По содержанию:
-традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка снега, строительство горки и т. д., подвижные и тихие игры и т. д. ;
-тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, снежинки и т. д., может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
-целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
-экскурсия: 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
-поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.
Подготовка к прогулке
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам.
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Структурными компонентами прогулки являются :
• Разнообразные наблюдения (с использованием художественного слова, дидактических заданий, экспериментов);
• Подвижные игры;
• Индивидуальная работа по развитию физических качеств.
• Труд на участке;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
1. Живая природа: растения и животные;
2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (снег, гололед. дождь, текущие ручьи);
3. Труд взрослых.
Виды наблюдения:
- Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
- Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе (Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.)
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке :
в младших группах — 6 — 10 минут,
в средних — 10-15 минут,
в старших и подготовительных — 20-25 минут.
На вечерней прогулке :
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом, метание в цель,
для других — упражнение в равновесии,
для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения, упражнения и т. д.
Виды игр на прогулке
спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»); игры-эстафеты; игры с элементами спорта; сюжетные подвижные игры; забавы; аттракционы; бессюжетные подвижные игры; народные игры («Снежная баба», «Снежки и ветер», «Берегись, заморожу», «Охота на зайцев», «Жмурки»; хороводные
Трудовые поручения
Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке, указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения, коллективный труд
Самостоятельная игровая деятельность
Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал: лопатки для снега и для творческой деятельности, лыжи, санки, ледянки, клюшки, бросовый материал для игр со снегом.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем –наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" (Г. А. Сперанский)