МААМ-картинки

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе

Галина Черникова
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Творительный падеж существительных в единственном числе. (Лексическая тема: «Инструменты»).

Цель:

1. Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе;

2. Обучать составлению четырехсловных предложений с опорой на сюжетную картинку;

3. Продолжать работу по формированию операций лексико-синтаксического анализа;

4. Развивать умение контролировать количество слов в предложении с опорой на схему.

Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе» размещена в разделах

Оборудование:

Предметные картинки с изображением инструментов, наглядные опоры для составления и анализа предложения, пластинки для обозначения слов, мяч.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Игра: «Четвертый - лишний».

– Дети, сейчас мы поиграем в игру. Я буду перечислять предметы одной категории и один – лишний. Слушайте внимательно, назовите слово, объясните свой выбор.

Помидор, огурец, репа, молоток.

Кастрюля, топор, тарелка, чашка.

Платье, брюки, лопата, майка.

Пила, дуб, береза, сосна и так далее.

(В процессе выполнения задания на доску выставляются изображения названных предметов).

– Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Инструменты).

II. Употребление формы творительного падежа существительных в единственном числе.

а) Наблюдение за изменением слов в форме творительного падежа.

(На магнитной доске два силуэта: мальчик и девочка).

– Расположите около мальчика картинки, про которые можно сказать «он», а около девочки, про которые говорим «она».

(Дети выкладывают предметы – инструменты по родовой принадлежности:)

Мальчик (он): молоток, топор, нож, лом, рубанок.

Девочка (она): лопата, пила, дрель, игла, щетка, линейка, кисть, метла.

– Про какой предмет мы говорим: «он»? (выбор).

– Какие предметы можно заменить словом «она»?

б) Активация глагольного словаря и составление предложений с заданным словом.

– Выберите картинки, про которые можно сказать: резать, красить, рубить, пилить, копать, сверлить, забивать, измерять, строгать, колоть, шить.

(У каждого ребенка по картинке инструмента, которым можно выполнить перечисленные действия).

– Составим предложения с предметами, которые у вас на картинках. Как их называют одним словом? (Инструменты).

– Только будем говорить про мальчика и девочку, опираясь на вопросы: Что это? Кто делает? Чем?

Это топор. Он рубит топором.

Это молоток. Он забивает молотком.

Это нож. Он режет ножом.

Это пила. Она пилит пилой.

Это метла. Она метет метлой.

– Назовите, чем работает мальчик, выделяя голосом конец слов? («ом»)

– Теперь перечислите, чем работает девочка? Какой конец слов? («ой»).

III. Закрепление навыка образования формы творительного падежа единственного числа. Игра в мяч: «Скажи чем?» (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, ставит существительное в форму творительного падежа).

– Доску пилят чем? (пилой);

– Гвозди забивают чем? (молотком);

– Улицы подметают чем? (метлой);

– Пуговицу пришивают чем? (иглой);

– Хлеб режут чем? (ножом);

– Огород копают чем? (лопатой);

– Полы моют чем? (шваброй)

IV. Динамическая пауза:

Ой-ой-ой, подметает двор метлой.

Ой-ой-ой, бревно пилим мы пилой.

Ом-ом-ом, гвоздь забили молотком.

Ом-ом-ом, дрова рубим топором.

V. Формирование операций лексико-синтаксического анализа предложений.

1. – Рассмотрите картинку и придумайте предложение о том: кто? что делает? что? чем? (Папа пилит бревно пилой.)

2. Составление схемы предложения.

– Скажите предложение так, чтобы было понятно, что пилит папа. Это первое слово в предложении, «запишем» его карточкой (Выкладывается первая пластинка).

Какое слово стоит после слова папа? (пилит)

«Запишите» графически. (Выкладывается вторая пластинка).

– Какое слово стоит после слова пилит? (бревно).

«Запишем» третье слово (Выкладываются сразу три карточки).

– Какое слово стоит после слова бревно? (пилой).

«Запишем» все предложение графически (выкладываются сразу четыре пластинки).

– Посчитайте, сколько слов в этом предложении?

– Поставьте пальчик под первую полоску. Назовите, какое слово она обозначает? (папа и т. д.).

VI. Составление предложений с опорой на сюжетную картинку и схему.

– Сейчас мы будем придумывать предложения по картинкам, чтобы они подходили к нашей схеме.

– Сколько слов должно быть в нашем предложении? (Дети смотрят на четыре выложенные пластинки).

Дети составляют предложения по сюжетным картинкам со словами: игла, щетка, молоток, пила.

Девочка пришивает пуговицу иглой.

Мальчик подметает пол метлой.

Дедушка забивает гвоздь молотком.

Дядя пилит дрова пилой.

(Дети проверяют правильность выполнения задания движением пальца по схеме при проговаривании слов, используя индивидуальный раздаточный материал.)

VII. Подведение итога:

– Какой вопрос я сегодня задавала вам, когда вы составляли предложения о работе инструментами: пилят (чем, рубят (чем, забивают (чем).

– Что изменяется у слов – названий инструментов, когда о них спрашивают (чем) (конец слова). Проводится оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы» Цели: Коррекционно-образовательные: - обобщать представления о зиме и зимних развлечениях; - совершенствовать навык рассматривания картины,.

Логопедические упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР «Профессии» 1. «Что делают?» стекольщик ___электрик ___ педиатр___крановщик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 21:36
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Черникова (УИ 339728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД