Елена Михайлова
Консультация «Коррекционная работа над интонацией при составлении синквейна в условиях дошкольного логопункта»
▼ Скачать + Заказать документы
Общая тенденция по увеличению числа детей с речевыми нарушениями и усложнению структуры речевой патологии диктует поиски новых, эффективных и, по возможности, универсальных средств и способов коррекции нарушений речи. Это верно и для логопункта, т. к. у детей, попадающих туда, структура речевых нарушений также усложняется год от года.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа логопеда. Логопедия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Опыт моей логопедической работы подтвердил, что метод наглядного моделирования, применяемый для оптимизации коррекционного процесса, существенно повышает качество и сокращает сроки коррекционного воздействия. Дети, визуально представляя абстрактные понятия, такие как слово, предложение, текст, учатся работать с ними. Дети дошкольного возраста особенно отзывчивы на применение этого метода, т. к. наглядность усваивается ими лучше словесной инструкции, в силу того, что интеллектуальные задачи они разрешают, полагаясь в наибольшей степени на внешние средства.
Одним из простых, понятных и эффективных видов моделирования является дидактический синквейн. Составляя нерифмованное пятистрочное стихотворение, дети совершенствуют смысловую сторону речи, работают над лексикой, грамматическим строем, связной речью. Словарь пополняется не бессистемно и хаотично, а по правилам построения семантических полей слова.
Правила составления дидактического синквейна таковы :
1-я строка–одно ключевое слово, обычно существительное (Кто? Что);
2-я строка-два прилагательных, описывающих ключевое слово (Какой? Какая)
3-я строка-три глагола-действия к ключевому слову (Что делает);
4-я строка-предложение, передающее отношение автора к теме синквейна;
5-я строка-одно слово (сущ.) или словосочетание, связанные с ключевым словом, отражающие сущность темы.
Пример синквейна :
1. Ветер.
2. Холодный, сильный.
3. Дует, ломает, валит.
4. Мне холодно от ветра.
5. Осень.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу, как предлагает автор, нужно начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», накапливается материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия [1].
Синквейн используется :
• Для закрепления изученной лексической темы на занятиях.
• На занятиях по подготовке к обучению грамоте для закрепления понятий, усвоенных ранее.
• На занятиях по развитию связной речи: дети придумывают рассказ, используя уже проработанные слова из синквейна.
Составляя синквейн, ребё нок реализует свои личностные особенности: интеллектуальные, творческие, образные. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску [2]. Любой материал усваивается тем прочнее и глубже, чем выше эмоциональный фон ребёнка, чем радостнее, светлее его переживания. Работа над интонационной выразительностью как отражения эмоциональной составляющей речи видится очень важной.
Самая важная для развития и социализации детей информация должна поступать через яркие образы. Я предлагаю при составлении синквейна одновременно поработать над просодической стороной речи путём введением в работу пиктограммы (яркого образа, изображающей эмоцию - «смайлик». «Смайлик» - пиктограмма, графический символ интонационной составляющей речи, картинка с «настроением». В своей работе использую «смайлики» - символы, понятные и доступные современным детям, они воспринимаются ими органично и естественно.
Работа над интонацией может проводиться в каждой строке синквейна (1. Ветер! (или 1. Ветер) и т. д., но самая эффективная – работа в четвёртой строке над предложением.
Коррекционная логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводилась следующим образом. Сначала дети знакомились с разнообразием интонаций человеческой речи, узнавали, что это разнообразие достигается изменениями силы, тембра, высоты, модуляций голоса. Дошкольники усваивали, что именно интонация помогает выразить свои чувства, придавая речи эмоциональную окраску. У детей формировались представление о средствах обозначения интонаций, базовые навыки различения разных интонационных структур в импрессивной речи.
Дошкольникам объясняли, что, изменяя интонацию, голос, можно передать просьбу, восторг, приказ, вопрос, вину, угрозу, сочувствие и т. д.
Далее проводилась дифференциация интонационных форм предложений в экспрессивной речи на материале диалогов, сказок, инсценировок, которые разыгрывались по ролям, в которых дети подражали интонациям героев.
В ходе работы одно из направлений – произнесение слов и фраз, выражая интонацией разные эмоции :
а) «Налей воды!» - грустно, радостно, зло, высокомерно, раздражённо, подавленно.
б) «Ты здесь!» - тревожно, радостно, презрительно, ехидно, печально.
А затем совместное проговаривание с детьми специально подобранных стихов и текстов с нужной интонацией :
Сказала тё тя: (обычно)
«Фи, футбол!» (восклицательно, с пренебрежением)
Сказала мама: (обычно)
«Фу, футбол!» (восклицательно, с отвращением)
Сестра сказала: (обычно)
«Ну, футбол!» (восклицательно, с разочарованием)
А я ответил: (обычно)
«Во, футбол!» (восклицательно, с радостью)
Одновременно дети знакомились со «смайликами», с эмоциональным содержанием каждой пиктограммы, узнали, какую интонацию, эмоцию обозначает каждый «смайлик». Для более полного усвоения информации использовался следующий приё м: дети перед зеркалом мимикой изображали эмоцию «смайлика», стараясь наиболее полно передать все мимические нюансы. Затем с этим же выражением лица дети издавали короткое восклицание (предложенное логопедом) с соответствующей «смайлику» интонацией.
Виды работы с набором «смайликов» :
1.) По мере составления синквейна во время работы над 4-й строкой (личное отношение к теме) детям предлагается выбрать, с какой интонацией (эмоцией) они хотели бы проговорить своё предложение и какой «смайлик» соответствует этой эмоции. Каждый ребёнок произносит своё предложение с интонацией, эмоцией, изображённой на выбранном «смайлике».
2.) Дети вслепую берут перевёрнутые картинкой вниз «смайлики», переворачивают их и озвучивают голосом, интонационно эмоцию доставшегося «смайлика».
3.) Как и в предыдущем пункте, дети получают «смайлики», не показывая их другим детям, произносят свои предложения, а их товарищи угадывают, определяют, какой же был «смайлик», какую эмоцию они услышали.
4.) Дети при работе в паре выбирают «смайлик» для своего товарища, предлагая ему интонационно окрасить предложение, передающее авторское отношение к теме, 4-ю строку синквейна.
5.) Устраиваются «соревнования», определяющие, чья эмоциональная окраска предложения лучше, кто полнее передал нужную интонацию.
Тем же целям служит «Кубик эмоций», который в данном случае можно назвать «Кубиком смайликов». Дети бросают кубик и проговаривают своё предложение с интонацией, эмоцией выпавшего «смайлика». На гранях кубика – шесть «смайликов», обозначающих радость, удивление, грусть, злость, испуг (как базовые и самые понятные детям дошкольного возраста эмоции) и вина.
Использование «смайликов» позволяет более тонко градуировать эмоциональные оттенки интонационной составляющей речи. Дети учатся голосом, мелодикой интонации передавать, доносить свои эмоции. Это радость, гнев, печаль, удивление, страх, вина, интерес, обида, сочувствие, презрение, жадность, доброта и пр. Одновременно коррекционная работа превращается в весёлую игру.
Коррекционная работа с дидактическим синквейном продуктивна, эффективна сама по себе, а использование «смайликов» как средства усиления работы над интонационной стороной речи расширяет возможности синквейна.
Список использованных источников
1. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. - №5.
2. Шпичка Ю. О. Синквейн как приём технологии развития критического мышления // Методические ориентиры. – 2015. - №2(38)
3. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию выразительности речи дошкольников. – СПб. : Изд-во «Союз», 2006
4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. СПб. : Изд-во «Союз», 2001
5. yandex.ru/imaqes (картинки)